Назад в "Содержание"                             Следующая страница

 

Пояснительная записка.

 

     Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие

и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    Основной образовательная программа начального общего образования разрабатывается  образовательным  учреждением, имеющим  государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

   Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного

возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое  мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Анализ ситуации, проблематика и актуальность

   Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных  педагогических формах.  Система образования становится все более открытой. Сегодня образование рассматривается не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества. Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысления базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации. Не случайно в послании президента, где он говорит о новой образовательной стратегии «Наша новая школа», одним из первых направлений является обновление образовательных стандартов. Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования».

Проект образовательных стандартов второго поколения определяет цели основной образовательной программы начального общего образования: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Для  достижения этой цели необходимы:

  Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях, «Образовательной программе начальной школы МОУ СОШ № 16 ст.Кущевской ».

   Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п.

  Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем.

    Способы построения учебного сообщества и новой системы оценивания являются основными направлениями «Образовательной программы начальной школы МОУ СОШ  № 16». Образовательная программа начальной школы, предметно-пространственная среда в младших классах, системно-деятельностный подход к обучению, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с педагогами и прочее способствуют реализации принципов, заложенных в основу концепции государственных образовательных стандартов второго поколения.

   Проблемный анализ начальной школы показывает, что для лучшего функционирования образовательной системы необходимо создание следующих принципиальных условий:

Проблемный анализ позволил выделить следующие проблемы:

Описание идеи ООП 

Объект проектирования: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16.

Предмет проектирования: обновление содержания образования начальной школы.

Конечная цель проектирования: обеспечить обновление содержания образования в начальной школе.

Гипотеза: обновление содержания образования в начальной школе обеспечит:

 

Решение задач:

Методы:  

-диагностические:

-моделирующие: занятия по игрорефлексике с моделированием ситуаций поиска и принятия решений, формирующие рефлексивное мышление;

-системно-структурный анализ и проектирование;

-метод экспертных оценок;

-моделирование и составление прогностических сценариев;

-поисковый психолого-педагогический эксперимент;

-проектирование деятельности.

Достоверность и надежность результатов обеспечивается исходными методологическими предпосылками, применением апробированных методов исследования.

Эмпирическая база: результаты деятельности начальной школы.

Практическая значимость:

 результаты реализации «Образовательной программы начальной школы  МОУ СОШ № 16» могут быть использованы в других образовательных учреждениях  МО Кущевский район.

 

Механизм реализации задач


 

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

- Внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе.

- Работа по методической теме «Технология оценивания качества образования» (школа является  ресурсным центром)

- Разработка и апробация проекта «Положение о качестве образования».

-Создание объективной системы оценки учебных и внеурочных достижений учащихся.

- Применение инновационных технологий, активных форм и методов работы с учащимися, имеющих конечной целью приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию.

 

 

- Отработка механизма учета индивидуальных учебных и

внеучебных достижений учащихся (ученические портфолио).

- Непрерывное освоение актуального педагогического опыта, инновационных образовательных технологий и предметных методик через систему курсов повышения квалификации педагогов в КК ИДППО, дистанционные курсы и самообразование.

- Использование  современных, в том числе информационных, образовательных технологий.

- Овладение методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности.

- Оснащение классов системами обеспечения питьевой водой.

- Внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду.

- Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих.

- Оборудование современного тренажерного зала для уроков физической культуры.

- Увеличение количества мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности с привлечением родительской общественности и жителей микрорайона  МОУ СОШ № 16;

- Реализация в каждом классе проектов классных руководителей по здоровью.

-Расширение участия школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различных уровней.

- Создание новых форм детской и детско-взрослой совместности (творческие объединения учащихся)

- Отработка механизма учета индивидуальных учебных и внеучебных достижений учащихся (ученические портфолио).

- Непрерывное освоение актуального педагогического опыта, инновационных образовательных технологий и предметных методик через систему курсов повышения квалификации педагогов в КК ИДППО, дистанционные курсы и самообразование.

 

- Использование  современных, в том числе информационных, образовательных технологий.

- Овладение методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности.

- Внедрение новых форм аттестации педагогических и управленческих кадров.

- Создание внутришкольной системы повышения квалификации (работа в творческих группах).

- Внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду.

- Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих.

 

- Работа по программе «Технология оценивания качества образования» (школа является ресурсным центром).

- Расширение образовательных услуг при ОУ в рамках дошкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

- Обеспечение возможности каждому ребенку освоить программы дополнительного образования.

- Развитие системы дополнительного образования (создание на базе школы социокультурного центра)

- Создание и поддержка творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят (продолжение работы творческих мастерских, организация проектной деятельности, участие в НОУ).

- Внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

- Расширение участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

- Распространение профессионального опыта педагогов через публикации в различных педагогических изданиях.

-Оборудование индивидуальных шкафов в раздевалках спортзала.

- Внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду.

- Оборудование комнаты психологической разгрузки для учащихся с проблемами поведенческого и психо-эмоционального характера.

- Программное обеспечение учебного процесса, административной работы и внутренней локальной сети.

- Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.

- Организация мониторинга и создание банка данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.

 

- Создание школьной медиатеки с электронными образовательными ресурсами по разным областям знаний.

- Развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет.

- Привлечение в школу нового поколения учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

- Создание адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

 

 

- Развитие инфраструктуры единого информационного пространства (Интернет, медиатека, библиотека).

- Включение в вариативную часть учебного плана курсов, направленных на формирование культуры здоровья.

- Создание индивидуальных программ развития здоровья школьников.

- Организация индивидуального обучения, изучения предметов по выбору.
 

 

 


 

Задачи образовательной программы решаются через:

Ожидаемые  результаты реализации проекта

В результате реализации «Образовательной программы начальной школы МОУ СОШ № 16» будет обеспечено обновление содержания образования в начальной школе, которое даст возможность:

Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

 

Назад в "Содержание"                             Следующая страница

Хостинг от uCoz