Родителям. Домашние задания и время их выполнения.
Домашние задания и время их выполнения
Продолжительность подготовки домашних заданий с учетом психофизиологии возраста ребенка оптимально составляет:
- в 1 классе – ¾ часа
- во 2 классе – 1 час
- в 3 классе – 1,5 часа
- в 6 классе – 2 – 2,5 часа
- в 8 классе – 2,5 часа
- в 9 – 11 классах – 3 часа.
Время может быть увеличено, но не намного, в пределах 15 – 30 от оптимального.
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
Домашние задания и… хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
► с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых, никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор,
► в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду,
► вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия,
► не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы,
► никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки,
► постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому,
► проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»),
► в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметите любые, даже незначительные успехи («Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).
одителям. Как помочь ребенку с домашней работой? :
Ученье – свет, а неученье – тьма; учиться никогда не поздно; кто владеет информацией, тот владеет миром – в общем, мы знаем множество замечательных поговорок, которые, вроде бы, должны сподвигнуть нас на посещение школ, институтов, курсов повышения квалификации и прочих образовательных учреждений. Как ни крути, но одной народной мудрости недостаточно, чтобы мотивировать наши бесконечные баталии с гранитом науки. Особенно это относится к школьникам, для которых удовольствие учиться старательно продляется учителями, так заботливо задающими огромные домашние задания.
Как сделать, чтобы домашнее задание не превратилось в кошмар для всей семьи? Об этом и пойдёт сегодня речь. Для начала нужно определить временные рамки выполнения домашней работы. Главное в этом деле – добиться формирования у ребёнка представления о выполнении домашнего задания, как о неизбежном ритуале, происходящем в определённом месте и в одно и то же время. Такие рамки позволяют упорядочить процесс обучения и дисциплинировать ребёнка. Однако нельзя заставлять его делать уроки сразу после школы, ему необходимо время, чтобы переключиться со школьной обстановки на домашнюю. На это требуется до полутора часов, в течение этого времени нельзя устраивать допросы на тему прошедших контрольных работ или устраивать разбор полётов по дневнику, нужно дать ребёнку поесть, отдохнуть, поиграть в игры (в том числе и в активные).
Лучшее время для уроков – это с 15 до 18 часов, если же уже слишком поздно, а в тетради кроме слов «Домашняя работа» по-прежнему ничего нет, значит, сегодня вы просто не успели, попробуйте в следующий раз начать пораньше. Помните, что ваш ребёнок не ломовая лошадь, и он не может трудиться больше 40 минут без перерыва. Если экзекуция (выполнение домашнего задания) затягивается сверх этого времени, то необходимо сделать перерыв: порадовать любимое чадо, например, яблочком или, наконец, отпустить ребёнка в туалет.
Многие родители считают, что их помощь в выполнении домашней работы сводится к неустанным бдениям за спиной самоотверженно трудящегося ребёнка. Да, присутствие взрослого необходимо, но это присутствие не должно напоминать дамоклов меч. Взрослый может похвалить ученика за правильно выполненное задание, или помочь сделать то, что пока не получается, при этом никогда нельзя выполнять задание целиком, нужно научить ребёнка самому ставить правильные вопросы, чтобы продвинуться в своих рассуждениях.
В некоторых семьях думают, что написание работы на черновик является панацеей от всех ошибок. В таких семьях ребёнок целиком выполняет упражнение на черновик, а затем (зачастую поздно вечером) переписывает всё то же самое набело. Помните, что нет ничего хуже многократного тупого переписывания. С каждым новым переписыванием количество ошибок будет увеличиваться, поэтому не кричите громко, когда, заставив ребёнка переписывать работу из-за двух ошибок, вы получаете от него тетрадь, где уже не две ошибки, а, например, пять. Черновик может быть эффективен только тогда, когда могут возникнуть принципиальные ошибки, например, в сочинениях или в особенно трудных задачах.
Золотое правило. Никогда не повышайте голос на ребёнка, когда тот чего-то не понимает. Это не только не поможет ему быстрее понять материал, но и сформирует у него комплекс неполноценности, ему будет казаться, что он плохой сын (или дочь) и не оправдывает ваших ожиданий. А если вы ещё сдабриваете свои педагогические этюды словами типа: тупица, болван, идиот, ты учишься хуже всех в семье, то имейте в виду, что вскоре ваше чадо в полной мере будет соответствовать всем этим эпитетам.
Любите детей и берегите себя!
Родителям. Как относиться к школьной оценке:
Эта статья - для родителей школьников, которым не безразличны школьные успехи их детей.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ?
Обучение
"Отличники", "Хорошисты", "Средние"...
Школьная отметка – некая цифра, поставленная за письменное или устное выполнение задания по учебной программе, призванной поэтапно передать детям знания по разным предметам – является связующим звеном в сообществе «школа, ребёнок, родители». В этом сообществе иногда бушуют страсти радости, а иногда негодования, и почти всегда присутствует напряжённое ожидание родителей: «Что принесёт ненаглядное чадо в дневнике своём из школы?». А чадо, получившее отметку низкую – цифру нехорошую, бредёт домой с ногами отяжелевшими, предчувствуя угрозу наказания и гнев родных воспитателей…
Ни для кого не секрет, что школьная отметка в журнале не только оценивает успеваемость, но и создаёт штамп для каждого учащегося: кто-то «отличник», кто-то «хорошист», кто-то «средний», кто-то «неуспевающий». Оценки, получаемые ребёнком за день, неделю, месяц накапливаются, влияя на его психологическое состояние, на уверенность и осознание своих возможностей. Дети, слабо успевающие с первых лет обучения в школе, могут надолго задержаться на этом уровне успеваемости, если им не помогут взрослые.
Мнение учителя о каждом школьнике, как правило, дети в классе безошибочно угадывают, и отношения одноклассников зачастую складываются в зависимости от оценки взрослого.
Низкая оценка вызывает отрицательные ожидания, и таким образом зарождается неуспех, иногда серьёзно сказывающийся на развитии. В школе ценят знания, и ученик неуспевающий там не уважается. А он, отрицая школьные ценности, теряет учебный интерес, нарушает дисциплину, ищет самоутверждение вне стен учебного заведения. И, если родители в возбуждённом состоянии крикнут вслед ребёнку, отправляющемуся в школу: «Получишь двойку – не приходи!», он и не придёт – дети не понимают переносных значений слов. И будут потом взрослые ругать себя за глупые, бездумные угрозы, в отчаянии мотаясь в поисках своего чада ненаглядного…
А ещё иногда произносится в общении с неуспевающим ребёнком страшная фраза: «Ничего хорошего от тебя не дождёшься …». Не спешите произносить её, дорогие родители, даже если в дневнике сплошные двойки и замечания. Есть удивительный способ подтягивания ученика – «эффект Пигмалиона». И заключается он в вере взрослого и терпеливом ожидании. Родители и учителя, верящие в неуспевающего ученика, потерявшего интерес к учёбе, уподобляются Пигмалиону, создавшему статую и вдохнувшему в неё жизнь.
Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе, однако важно не только их любить, но и знать их особенности, интересы и склонности, учитывая обязательно при этом физическое состояние. Нереально и небезопасно ждать от ребёнка, ослабленного постоянными болезнями, отличной учёбы по всем предметам – нужен щадящий режим и внимание в первую очередь к здоровью малыша.
Младший школьный возраст благоприятен для влияния родителей на формирование личности, поэтому очень важно не пропустить это время, так как с каждым годом значимость для него ожиданий взрослых уменьшается. Конечно же, и сами родители должны быть авторитетны, и мнение их для ребёнка должно быть ценно. Дети в начальных классах, как правило, обращают внимание не столько на уровень оценки, сколько на её справедливость. И для них очень важна моральная поддержка родителей.
Если ученик старался и вложил много труда в выполнение задания, а оценку получил посредственную или плохую, то она может восприниматься им как несправедливая. В этом случае тщательный и объективный анализ родителя совместно с ребёнком его проделанной работы может определить, насколько расходятся ожидания с оценкой учителя. Очень полезно и плодотворно для родителей учиться вместе с детьми оценивать выполненные ими школьные задания.
Но встречаются случаи, когда оценка учителем действительно занижена из-за его отрицательных ожиданий. Это происходит, когда у него уже возникла отрицательная установка, и он не верит в прочность знаний ученика, считая успех случайным. Тогда приходится запастись терпением, сосредоточить усилия и хорошо подготовить задание, а может быть и не одно, чтобы удивить учителя с его отрицательными ожиданиями. И делать это никогда не поздно, но чем дальше, тем может быть труднее.
Завышенные оценки, как правило, не воспринимаются самим учеником, как незаслуженные, однако обострённо могут реагировать на них одноклассники, считающие их обладателя любимчиком учителя. Но завышенная оценка может быть и щадящей, поддерживающей неуспевающего ребёнка, и это доверие может стать стимулом для дальнейшего совершенствования.
Важно научить ребёнка относиться с уважением к чужому труду и способностям, видеть продвижение к поставленной цели. Если Вы, дорогие родители, будете оптимистично и трезво оценивать школьные успехи своего ребёнка, отмечать все его даже самые незначительные достижения, радоваться вместе с ним, то поможете ему справляться с неуверенностью и слабостями. Уделяйте больше внимания своим детям, не забывайте об «эффекте Пигмалиона» поддерживайте их морально, не теряя чувства реальности, проявляя сострадание и сочувствие при неуспехе. Поверьте по-настоящему в силы ребёнка, и Ваши ожидания непременно начнут сбываться.
Берегите, дорогие взрослые, своих детей, никогда не отчаивайтесь из-за плохих оценок, учитесь вместе с ними оценивать их учебную работу и исправлять недостатки.
Школьникам, желающих учиться победно! Как ставить цели и достигать их.:
КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ
Что такое успех для школьника? Это, например:
• Бодрость и тонус в течение всего учебного года;
• Эффективная работа на уроках;
• Хорошие отношения с учителями и одноклассниками;
• Взаимопонимание с родителями;
• Умение справляться с любыми возникающими проблемами;
• Как итог – хорошие отметки в аттестате, а потом поступление в избранное учебное заведение без чрезмерных нервных и финансовых затрат.
Любое из этих положений можно определить как одну из целей на данном отрезке жизни, и при желании их можно дополнить тем, что вы считаете важным. Однако в любом случае цель должна быть поставлена правильно. Каковы же критерии правильной постановки целей? Их несколько.
1. Позитивность. (чего я хочу?).
Цель должна быть сформулирована в позитивной форме и описывать результат, которого вы хотите достигнуть, а не того, чего избегаете. В формулировке цели не должно быть слов «избавиться от…», частицы «не». Чем яснее поставлена цель, тем короче путь к ней, потому что подсознание будет подсказывать вам наиболее правильные шаги и наиболее сильные решения в любой ситуации.
2. Ориентация на себя (Что в этом зависит от вас? Как бы вы хотели измениться?)
Цель находится в сфере вашего контроля. Это результат, который вы ждете от себя, а не от других людей. Даже если результат требует участия других людей, вы можете выбирать, как вы будете себя вести.
3. Сенсорная очевидность (что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать, когда добьетесь результата?)
Здесь надо постараться определить конкретные признаки достижения результата, которые можно четко ощутить.
4. Экологичность (Как желаемый результат повлияет на вашу жизнь?)
Определяем последствия, которые вызовет достижение цели в вашей жизни. Все они должны быть для вас позитивными и желательными.
5. Ресурсы (какие ресурсы нам нужны, чтобы добиться результата?)
Ресурсами мы называем все то, что поможет достичь цели. К ним можно отнести собственное физическое и психическое здоровье, добрые взаимоотношения в семье, собственное жизненное пространство (отдельная комната или рабочий уголок), хорошую память, умение концентрироваться на выполнении работы и доводить ее до успешного итога, книги, компьютер и умение уверенно работать с ним, а также круг знакомых, способных и готовых помочь в случае необходимости. Этот список можно дополнить приятной внешностью, развитой речью, умением без страха общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, быстрой реакцией на ситуацию, умением организовать себя и свое время. Короче говоря, ресурсы – это все то, что мы можем использовать в своих интересах.
6. Препятствия. (Что мешает вам достичь желаемого результата уже сейчас?)
Здесь список каждый составляет сам для себя, и важно сделать это максимально честно – себя, конечно, тоже можно обмануть, но это потом выйдет боком. Можно отметить:
• лень – неспособность заставить себя сделать то, что нужно, но не хочется;
• внешнюю непривлекательность: лишний вес, дефекты внешности, плохая осанка;
• неряшливость, неопрятность;
• несобранность, неумение организовать свое время и свое жизненное пространство;
• неумение спокойно, с достоинством и дружелюбно общаться с родителями, другими родственниками и просто знакомыми;
• страх выйти к доске или первым подойти к незнакомому или малознакомому человеку и заговорить с ним;
• неспособность отстоять собственное мнение в споре;
• страх попросить совета или помощи;
• неумение довести до конца начатое дело
и еще многое другое – у каждого свое. Если вчитаться повнимательнее и немножко подумать, то окажется, что в этом списке практически нет ничего, чего нельзя было бы изменить, если поработать с этим. Даже маленький рост, кривые ноги и редкие зубы.
Итак, критерии правильно поставленной цели определены. Что же дальше?
1. Одно из важных условий первого этапа работы с целями – думать на бумаге. Не записанная цель – всего лишь доброе намерение или элемент фантазии, она лишена энергии. Поэтому обязательно запишем цель: «Я хочу …»
2. Определимся с целями в каждой сфере нашей жизни: здоровье, внешний вид, отношения с родственниками и друзьями, учеба, самовоспитание и т.п.
3. Определяем сроки достижения цели. Например: я пробегаю стометровку не более, чем за столько-то секунд к такому-то сроку. Или осваиваю раздел учебника, новую технику на компьютере, достигаю нужного объема талии. Цель без срока выполнения – всего лишь мечта.
4. Составляем список того, что предстоит сделать для достижения цели. Постоянно пересматривать и расширять его.
5. Преобразуем этот список в план: упорядочим его элементы в соответствии с их важностью, приоритетностью, и расположим в хронологическом порядке – в том, в каком легче работать. Минута, потраченная на планирование, экономит не менее 10 минут в ходе практического воплощения идеи.
6. Решаем для себя каждый день делать хоть что-нибудь, что приблизит нас к цели. Это должно быть частью ежедневного плана. Важно не давать себе останавливаться: даже крошечный шаг лучше, чем застой или откат назад. И еще помним: довести до конца важное дело легче, чем бросить его на полпути.
7. Постоянно держим в голове свои цели и при необходимости меняем их – разумеется, в сторону совершенствования. Однако важно не переусердствовать в этом: не стоит прекрасно выполнять работу, которая мало кому нужна или скоро потеряет актуальность. Например, до зеркального блеска намывать полы. Здесь не забудем о золотой середине.
И еще способы организовать самого себя на пути к цели.
Генеральный список – все, что приходит в голову в связи с планируемым на будущее. Идея потом станет целью или задачей.
Месячный список – составляется в конце каждого месяца на перспективу следующего. В него включаем те пункты генерального списка, которые реально можем осуществить в предстоящем месяце.
Недельный список составляется в течение текущей недели на следующую.
Ежедневный план включает дела только данного дня.
Планируя дела, стараться осознавать, в какой мере они приблизят вас к достижению цели. Кроме того, чтобы не утонуть в потоке дел, полезно использовать метод АБВГД, то есть расставить дела в порядке их важности:
А – самое важное, невыполнение чего принесёт серьёзные проблемы (уроки на завтра, срочные домашние дела, пришивание внезапно оторвавшейся пуговицы на видном месте, лечение в случае нездоровья и т.п.);
Б – то, что следовало бы сделать, но серьёзные проблемы маловероятны, и пока это можно отложить (начать подготовку к зачету или сочинению, поискать нужные книги, поговорить с кем-либо, начать бегать для здоровья или делать гимнастику по утрам);
В – то, что хорошо было бы сделать, но не обязательно (посмотреть фильм, сходить в гости);
Г – то, что можно поручить другому;
Д – то, что можно не делать вообще (что уже не важно или работа по привычке).
Далее расставляем дела, намеченные на день или неделю в порядке: А1 – А2 – А3 –Б1 – Б2 – Б3 и т.п.
И самое главное – выбрать дело № 1 и начать его выполнять немедленно, а выполнив – радостно вычеркнуть из списка. Это ваша первая победа.
Главное – не останавливаться, и успех станет неизбежным!