Система ученического самоуправления

 

Человек самореализуется в хорошо 

организованном труде и его результатах 

                                                                                  Шпалинский В.В.      

                                 

     Основная цель ученического самоуправления, на мой взгляд, – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.  Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

     Это помогает мне сделать процесс воспитания в классе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

     Модель ученического самоуправления в моем классе можно представить следующим образом:

 Позиционный блок

     Мне и моим воспитанникам кажется, самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие – все  должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность – полномочии  приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

5. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

6. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

7. Ответственность – необходимо  регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Организационный блок

                            Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.

Классное ученическое собрание

        |

Совет класса

              |                       |                       |                             |                        |

Учебная служба

Диджейская служба

Служба здоровья

Хозяйственная служба

Информационная служба

 

Содержательный блок

    Основные функции органов ученического самоуправления класса:

                   

Классное ученическое собрание

     Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива.

     Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения  всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

     Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.

     Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

 

  Классный ученический совет

 Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции: анализ; контроль; регулирование;оценка и самооценка.

 

Нормативно-правовой блок

    Свою работу мы строим на основных  документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

    В основу этих документов положены нравственные ценности, отделенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

 

Управленческий блок

    Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

    Основные функции управления:

    Анализ осуществляется в классном коллективе. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

    Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).

    Организация – ответ на вопросы: кто,  когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

    Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия…

    Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а я, как классный руководитель,  оказываю лишь поддержку начинаниям школьников.

  

Технологический блок

     Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

     Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать, радиогазета. Рубрики самые разные:

     Газеты выпускаются один раз в месяц.

    В классе есть свой уголок класса. Он находится на видном месте, на нем помещен основной материал работы отделов.

    Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности. Кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов».

Ребята принимают участие в планировании мероприятий.

    В конце каждой четверти совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с Положением о лучшем классе. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми недочетами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.

Хостинг от uCoz