Тема : «Распределение солнечного света и тепла на Земле».
Цель: познакомиться с особенностями распределения солнечного света и тепла на поверхности земли.
Задачи:
Ресурсы урока: комплект текстов, карточки с новыми понятиями, цветные карандаши, рабочие тетради на печатной основе, атласы, краски, глобусы, презентация.
№ этапа урока |
Содержание урока |
Слайд |
Время |
Здоровьесберегающее сопровождение |
1 |
Упражнение «Собери звезды» |
|
8мин |
Положительная мотивация урока |
2 |
Проверка домашнего задания.
( атмосфера, суточная амплитуда температур, термометр, барометр, флюгер, ветер )
Вопросы:1. Географическая оболочка состоящая в основном из азота и кислорода. 2.Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течении суток. 3.Прибор для измерения температуры воздуха. 4.Главная причина образования данного явления - это разница в атмосферном давлении, чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее (ветер). 5.Прибор по шкале , которого можно узнать величину атмосферного давления. 6.С помощью данного прибора можно определить направление ветра.
3. 2 ученика работают с тестами, 1 ученик с диском ( тесты) 4. Беседа по вопросам , размещенные на тренажере.(1. Что такое климат. 2. Какими сведениями необходимо владеть , чтобы дать характеристику климата. 3. Где на нашей планете между климатом и погодой нет различий. 4. Приведите пример влияния климата на природу, жизнь человека.) |
|
Активация внимания
|
|
3 |
Изучение новой темы. Учитель: Порою мы часто слышим по радио, телевидению, говорим друг другу – « Спешите делать добро!», « Доброта спасет мир!». Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным. А без чего мир не может существовать, погибнут растения, птицы и все то, что нас окружает и радует? Ответ детей – «Солнце». Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди- лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы на нашем сегодняшнем уроке.. А какими качествами должен обладать добрый человек, мы узнаем это, отправившись в увлекательное и в тоже время познавательное путешествие в мир Доброты, где нас ожидают препятствия и другие неожиданности, с которыми я надеюсь, мы дружно справимся. А награда, которая нас ждет – лучики для нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле засияло солнышко ярко – ярко. Сегодня мы с вами будем говорить о распределении солнечного света и тепла на поверхности Земли. Подписываем тему урока, и дом. Задание.
|
Слайд 2 Слайд 3 |
2мин |
Целеполагание
Постановка проблемы
Создание ситуации успеха |
4
5
|
Учащимся предлагается рассмотреть картинки с временами года, и и показать высоту Солнца над горизонтом используя цветные карандаши или макет солнца вырезанный из цветной бумаги. Учащиеся рассказывают , что у них получилось. Объяснение учителя. У нас в стране выделяется 4 времени года. Зимой солнце стоит низко над горизонтом, чем ближе к весне , тем дли становятся длиннее, солнце в полдень все выше ми выше над горизонтом. А к осени вновь Солнце над горизонтом все ниже и ниже. Какой вывод можно сделать? Чем выше солнце над горизонтом , тем отвеснее падают солнечные лучи, следовательно больше тепла получает земная поверхность.
Рассмотрим , чем можно объяснить изменение высоты солнца над горизонтом. Выполним упражнение: ученик первого варианта «солнце», ученик второго варианта «земля» , берет глобус и вращая его вокруг своей оси одновременно ходит вокруг «солнца» . В результате выполнения упражнения учащиеся делают вывод: что ближе к солнцу то северное полушарие , то южное, а земная ось все время наклонена в одну сторону. Посмотрите на рисунок стр. 133, как можно назвать упражнение, которое выполняли? Ответ : Годовое движение Земли вокруг Солнца. Общий вывод : Смена времен года происходит в результате вращения Земли вокруг Солнца.
|
|
8мин |
Активизация внимания
Смена видов деятельности
Двигательная активность активные формы обучения
Развитие логического мышления |
6 |
Работа с текстами. Используя Маркировку , отметить в тексте что вы знали , а что вы читая текст узнали . Свой ответ начинать со слов : Я узнал…. ; Я знала ….. . |
Слайд 4 |
5мин |
Смена видов деятельности Развитие устной речи |
7 |
Физкультпауза «Подушки» для осанки, и книги. Упражнение «Гора» |
|
2мин |
Физкультпауза предупреждение утомляемости |
8 |
В течении года бывают особенные дни , когда полуденное солнце занимает особое положение в зените. Эти дни называются « дни равноденствия», посмотрите, у кого сбоку парты прикреплено данное понятие. Ученик прикрепляет на доску. Найдите в тексте учебника стр.132, какие это дни, находим, у кого эти дни и прикрепляем на доску. В эти дни полуденное солнце находится в зените над экватором. Равномерно освещая и обогревая оба полушария.
Возьмите карточки №1 и работая в группе по 2 человека заполните пропуски в определении понятия « тропик», используя текст учебника. Ответ учащихся. Надпись выполняется на интерактивной доске. Учитель : обратите внимание в определении дается новое понятие «дни солнцестояния», значит есть еще дни , которые чем то отличаются от других. Это дни когда полуденное солнце находится в зените. В северном полушарии 22 июня самый длинный день, а в южном самый короткий день. Обратить внимание на демонстрационную таблицу. . Работа с контурными картами: красным цветом – экватор, и подписали 2 числа, сев. и юж. Тропики - зеленым цветом в юж. полушарии подписали 22 декабря, в северном полушарии 22 июня.
|
Слайд 5
Слайд 6 |
8мин |
Активизация деятельности учащихся, проблема поиска
Активные формы обучения, формирование внимания Использование ИКТ
Постановка проблемы смена видов деятельности
Смена динамической позы
Цветотерапия |
9 |
Найдите в атласе на стр. параллель 66 ю.ш и 66 с.ш. Как называются данные параллели? Ответ : Северный и южный полярный круг. Отвечает1 ученик. Учитель: встаньте те , кто определил также. От полярных кругов к полюсам наблюдается или полярная ночь или полярный день, который длится до 6 месяцев. А зависит это от солнцестояния. Вопрос: как вы думаете , когда от полярных кругов до полюса длится полярный день. Возможные ответы учащихся. Учитель корректирует их ответы. Синим цветом показать сев. И юж. полярный круг. |
Работа по слайду 6 |
3мин |
Активизация внимания
Смена динамической позы
Вопрос повышенного уровня сложности работа с одаренными детьми
|
10 |
Тропики и полярные круги деля земной шар на пояса освещенности. Как вы думаете в каком мы живем поясе освещенности? Ответы учащихся. |
Слайд 7 |
1мин |
|
11 |
Сегодня мы с вами говорили о распределении солнечного света и тепла, о смене времен года. Посмотрите на настенные таблицы где показано разнообразие климата .Выполнение рисунков « Времена года». |
|
4мин |
Цветотерапия использование музыки |
12 |
Представление работ. |
|
1мин |
|
13 |
Подведение итогов урока с использованием карточек « Какую тему изучили», « Что узнали нового» |
|
3мин |
Развитие устной речи |
14 |
Самооценка « Фруктовое дерево» Разместить фрукты на дереве. |
|
2мин |
Самооценка |
15. |
Оценивание учащихся. |
|
1мин |
|
16 |
Релаксация «Свеча» |
|
1мин |
Релаксация |
Северное полушарие больше всего тепла получает в июне, июле , августе. В это время здесь лето. 22 июня в день летнего солнцестояния , в Северном полушарии самый длинный день; солнце поднимается над горизонтом выше всего. В Южном полушарии июнь, июль, август – зимние месяцы. Два раза в год , 21 марта и 23 сентября, Северное и Южное полушария освещены одинаково. Это дни равноденствия: и в Северном и в Южном полушарии день равен ночи.
!- знал ν - узнал
Лето в Южном полушарии наступает в декабре и длится по февраль. Самый длинный день в Южном полушарии - 22 декабря. В этот день во всех точках Южного полушария Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в любой другой день в году.
Два раза в год , 21 марта и 23 сентября, Северное и Южное полушария освещены одинаково. Это дни равноденствия: и в Северном и в Южном полушарии день равен ночи.
!- знал ν – узнал
Северное полушарие больше всего тепла получает в июне, июле , августе. В это время здесь лето. 22 июня в день летнего солнцестояния , в Северном полушарии самый длинный день; солнце поднимается над горизонтом выше всего. В Южном полушарии июнь, июль, август – зимние месяцы. Два раза в год , 21 марта и 23 сентября, Северное и Южное полушария освещены одинаково. Это дни равноденствия: и в Северном и в Южном полушарии день равен ночи.
!- знал ν - узнал
Лето в Южном полушарии наступает в декабре и длится по февраль. Самый длинный день в Южном полушарии - 22 декабря. В этот день во всех точках Южного полушария Солнце поднимается над горизонтом выше, чем в любой другой день в году.
Два раза в год , 21 марта и 23 сентября, Северное и Южное полушария освещены одинаково. Это дни равноденствия: и в Северном и в Южном полушарии день равен ночи.
!- знал ν - узнал
Параллель 23,5 широты, на которой _______ в год , в один из дней ________ , полуденное солнце бывает в ________.