Методические разработки уроков по курсу «История кубанского казачества"

 

 Автор-учитель МБОУ СОШ 16 Татьяна Валентиновна Скороход.
 

Разработка урока по теме:

«НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ».

  Цели:

— закрепление знаний о Кубани,

— формирование умения воспроизводить и объяснять значение бытовых терминов и других понятий,

— применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,

— воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.

 

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки-задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань — моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского),  Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

 

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся па экране высвечиваются правильные ответы для сравнения.

 

  

Ход урока:

I.Вводное слово учителя:

— Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите причтении стихов. Что они означают?

Черкеска — верхняя одежда казака; бешмет — одежда казака; башлык — суконный головной убор в виде капюшона; спидница — нижняя юбка.

— А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала XX века:

 

Культура малой родины богата.

Перед тобой жилище предков — хата, 
Турлучная, а крыша — камышом, 
Ее жильцам метели нипочем. 
В ней лавки, стол, комод и сундуки, 
Макитры, глечики, и ложки, рушники. 
Как правило, плетнем окружена, 
Запрятана в тени садов она. 
Красив язык казачий. Эту речь 
Завещано нам предками беречь. 
И на «пидворье» надо нам «робыть», 
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить. 
Костюм казачий из сукна, из ситца. 
Он мог десятилетиями носиться. 
Бешмет, черкеска, также башлыки, 
Красивы на Кубани мужики. 
У молодых — и то усы торчат, 
Чтобы привлечь внимание девчат. 
Казак на службе, у жены работа. 
На бабушке — о детушках забота. 
И молится хозяйка день и ночь, 
Старается родным своим помочь. 
По вечерам «кучкуются», бывает, 
«Балакают» и песни «заспивают». 
Из прошлого, от прадедов, отцов 
Дошло до нас, потомков, много слов. 
В кубанских песнях — боевое братство, 
Любовь к земле, душевные богатства. 
Казак кубанский — воин, хлебороб, 
В нем сильный дух столетьями живет. 
К. Д. Фелицын — очень даровит. 
Его музей и до сих пор стоит. 
Вперед шагнула и литература, 
Неповторима и архитектура. 
Мальгерба зданье простоит века. 
Вот это ум, вот это мысль, рука. 
Гладков и Чехов в крае побывали, 
О нем воспоминанья оставляли. 
Они писали, что у нас живет 
Практичный, сильный, а в бою — горячий, 
Не зря воспет в стихах народ казачий.

 

(стихи звучат под музыку песни «Моя Кубань — моя душа»).

 

Учитель:

— Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

 Ответ учеников:

— лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

 

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Учитель:

— Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников:

— Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель:

— Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников:

— Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель:

— Как учили?

Ответ учеников:

— Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов.

Учитель:

— Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников:

— Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали школьные выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, поделки собственными руками, фотографии.

Учитель:

— Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников:

— Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель:

— Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников:

— Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель:

— Какие виды народно – прикладного искусства  Кубани вы знаете?

Ответ учеников:

— Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель:

— Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников:

— Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель:

— На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?

Ответ учеников:

— Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III.Практическая часть урока:

- знакомство с техникой  изготовления игрушек из морских ропанов;

-выполнение работы.

 

 

ИТОГ УРОКА: народно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.

(Звучит шуточная народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький»)

 

  

IV. Домашнее задание

Учитель:

— Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.

 

 

III.Предмет – кубановедение.

Разработка урока по теме:

Тема: «Откуда есть пошла Кубанская земля».

 

Тип урока:

виртуальное путешествие с использованием информационных технологий и традиционных приёмов изложения материала.

 

Цель урока:  знакомство учащихся с историей Таманского п-ова, Кубани и Щербиновского района.

 

Эпиграф: «История и культура  жива пока мы интересуемся ею, пока мы бережно передаём её другим поколениям».

 

Ход урока:

 

1. Учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами урока.

 

2.Вертуальное изучение становления истории Таманского полуострова (просмотр фильма), устный рассказ о переселении казаков.

 

3.Просмотр презентации: « Тамань – полуостров сокровищ», целью которого является знакомство учащихся с полуостровом, как культурно – историческим памятником, строительство Атамани.

 

4.Закрепление  материала: учащимся предлагается викторина:

1)Сколько лет назад началось первое освоение Тамани? (2600).

2)Назовите первые племена, жившие на Кубани. ( Меоты, касоги, зихи…).

3)Как называлась ранее данная территория? (Тмутаракань).

4)Как звали первого тмутараканского князя? (Мстислав).

5)Каким  был основной род занятий тмутороканцев? (Ремесло).

6)Чьё иго выдержала Тамань с13 по15 века? (Татаро-монгол?).

7)По чьему  велению, и в каком году начинается заселение Тамани казаками? (Екатерина2, в 1792 году).

8) Какие современные сокровища Тамани запомнились больше всех?

 

 Ответ : Тамань – лукоморье двух морей: Чёрного и Азовского. Поверхность Тамани покрыта холмами, степями. Холмы в районе сада Яхно, п. Веселовка.Тамань – лукоморье двух морей: Чёрного и Азовского. Поверхность Тамани покрыта холмами,  степями,  интересны названия географических объектов,  многие из них сохранились с древности,  коса Тузла (от слова «туз»,  что означает  в переводе с тюркского языка «соль». Древняя земля Тамань, здесь под каждым курганом своя тайна. Одни столетья сменяли другие, народы передавали друг другу эстафету жизни, и как монеты в копилку бросали в землю предметы своей жизнедеятельности. Как только не называлась в древности эта земля:

Таматарх – Мутарх, Тмутаракань, Матрига … Памятник запорожцам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 года,

ст. Тамань. Тамань приняла с моря отряд под предводительством Саввы Белого численностью 3 247 человек. Именно здесь казаки начали своё житие – бытие, построили первую церковь. Вулкан Блевако в ст. Ахтанизовской. Грязевой вулкан Карабетова сопка. Озеро с лечебной водой.

Долина лотосов. Озеро солёное, п. Веселовка. Соль, крупнокристаллическая и чистая, сверкает под жарким солнцем, укрывает белым покрывалом землю, когда в летние месяцы озеро высыхает. Грязь на протяжении веков формирует дно. Накапливая свою лечебную энергию.

«Песчаное море»  Тамани. Мыс Железный Рог – самый крупный и высокий мыс на южном берегу таманского полуострова. Природа определила его уникальность, обнажив на его поверхности железное богатство таманской земли – бурый железняк. Тамань – житница: пшеничный колос,

рис, виноградная гроздь, фрукты и овощи. Порты Тамани – морские ворота. Живое серебро Тамани - рыба. Принимают рыбацкие неводы судака и пеленгаса, сазана и карпа, карася, толстолобика, тарань, кильку. К богатырю осетру – отношение особое, почтительное. Осетровая икра – биологический продукт с необычайно вкусными и полезными качествами. Вкус таманской икры – рыбного деликатеса известен был народам самой отдалённой

древности. Её называли чёрным золотом. Чёрным золотом на Тамани можно назвать и вулканическую грязь, которая своими целебными свойствами помогала, помогает и будет помогать людям. Вулкан Синяя Балка манит к себе гостей. В этом грязевом кратере нет дна. Лечебные свойства его булькающей жижи уникальны. Их несёт к поверхности сила Земли – матушки. Целебная грязь помогает и взрослым, и детям, спасая их от болезней нервной системы, радикулита, заболеваний кожи, желудка. А, кроме того, сопочная грязь, являясь продуктом больших земных глубин, ещё и бактериально-чистая ко всем своим полезным качествам…

Тамань – полуостров сокровищ. В кладовых таманской земли – хозяйки и хранительницы уникальных природных и историко-культурных богатств – многое найдётся из того, что можно назвать бесценным. Живое серебро лиманов, рек и морей… Ископаемое богатство недр… Янтарь таманской виноградной лозы… Песчаное золото обширных таманских пляжей…

 

5.Виртуальное путешествие по историческим местам Щербиновского района – презентация: «Даль степей сквозная, гор размах орлиный».

 

Итог урока:

Кубань- история казачества! Тамань – полуостров сокровищ!  Щербиновский район – родина любимая! Любуйтесь ими, пользуйтесь дарами! Берегите их, умножайте  богатства!

Хостинг от uCoz