Методические разработки уроков по курсу «История кубанского казачества"
Автор-учитель МБОУ СОШ 16 Татьяна Валентиновна Скороход.
Разработка урока по теме:
«НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ».
Цели:
— закрепление знаний о Кубани,
— формирование умения воспроизводить и объяснять значение бытовых терминов и других понятий,
— применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
— воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.
Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки-задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань — моя душа» (слова Л. Фоминых, музыка В. Чернявского), Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».
Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся па экране высвечиваются правильные ответы для сравнения.
Ход урока:
I.Вводное слово учителя:
— Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите причтении стихов. Что они означают?
Черкеска — верхняя одежда казака; бешмет — одежда казака; башлык — суконный головной убор в виде капюшона; спидница — нижняя юбка.
— А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала XX века:
Культура малой родины богата.
Перед тобой жилище предков — хата,
Турлучная, а крыша — камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки,
Макитры, глечики, и ложки, рушники.
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана в тени садов она.
Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.
Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки,
Красивы на Кубани мужики.
У молодых — и то усы торчат,
Чтобы привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа.
На бабушке — о детушках забота.
И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».
Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях — боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.
Казак кубанский — воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
К. Д. Фелицын — очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.
Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.
Гладков и Чехов в крае побывали,
О нем воспоминанья оставляли.
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою — горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.
(стихи звучат под музыку песни «Моя Кубань — моя душа»).
Учитель:
— Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?
Ответ учеников:
— лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.
II. Проверка домашнего задания и ранее изученного
Учитель:
— Кто сделал эти предметы быта?
Ответ учеников:
— Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.
Учитель:
— Как происходило обучение мастерству?
Ответ учеников:
— Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.
Учитель:
— Как учили?
Ответ учеников:
— Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов.
Учитель:
— Как мы с вами приобщались к народному творчеству?
Ответ учеников:
— Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали школьные выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, поделки собственными руками, фотографии.
Учитель:
— Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?
Ответ учеников:
— Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.
Учитель:
— Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?
Ответ учеников:
— Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.
Учитель:
— Какие виды народно – прикладного искусства Кубани вы знаете?
Ответ учеников:
— Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.
Учитель:
— Какие предметы быта вышивали?
Ответ учеников:
— Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.
Учитель:
— На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?
Ответ учеников:
— Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.
III.Практическая часть урока:
- знакомство с техникой изготовления игрушек из морских ропанов;
-выполнение работы.
ИТОГ УРОКА: народно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.
(Звучит шуточная народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький»)
IV. Домашнее задание
Учитель:
— Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.
III.Предмет – кубановедение.
Разработка урока по теме:
Тема: «Откуда есть пошла Кубанская земля».
Тип урока:
виртуальное путешествие с использованием информационных технологий и традиционных приёмов изложения материала.
Цель урока: знакомство учащихся с историей Таманского п-ова, Кубани и Щербиновского района.
Эпиграф: «История и культура жива пока мы интересуемся ею, пока мы бережно передаём её другим поколениям».
Ход урока:
1. Учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами урока.
2.Вертуальное изучение становления истории Таманского полуострова (просмотр фильма), устный рассказ о переселении казаков.
3.Просмотр презентации: « Тамань – полуостров сокровищ», целью которого является знакомство учащихся с полуостровом, как культурно – историческим памятником, строительство Атамани.
4.Закрепление материала: учащимся предлагается викторина:
1)Сколько лет назад началось первое освоение Тамани? (2600).
2)Назовите первые племена, жившие на Кубани. ( Меоты, касоги, зихи…).
3)Как называлась ранее данная территория? (Тмутаракань).
4)Как звали первого тмутараканского князя? (Мстислав).
5)Каким был основной род занятий тмутороканцев? (Ремесло).
6)Чьё иго выдержала Тамань с13 по15 века? (Татаро-монгол?).
7)По чьему велению, и в каком году начинается заселение Тамани казаками? (Екатерина2, в 1792 году).
8) Какие современные сокровища Тамани запомнились больше всех?
Ответ : Тамань – лукоморье двух морей: Чёрного и Азовского. Поверхность Тамани покрыта холмами, степями. Холмы в районе сада Яхно, п. Веселовка.Тамань – лукоморье двух морей: Чёрного и Азовского. Поверхность Тамани покрыта холмами, степями, интересны названия географических объектов, многие из них сохранились с древности, коса Тузла (от слова «туз», что означает в переводе с тюркского языка «соль». Древняя земля Тамань, здесь под каждым курганом своя тайна. Одни столетья сменяли другие, народы передавали друг другу эстафету жизни, и как монеты в копилку бросали в землю предметы своей жизнедеятельности. Как только не называлась в древности эта земля:
Таматарх – Мутарх, Тмутаракань, Матрига … Памятник запорожцам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 года,
ст. Тамань. Тамань приняла с моря отряд под предводительством Саввы Белого численностью 3 247 человек. Именно здесь казаки начали своё житие – бытие, построили первую церковь. Вулкан Блевако в ст. Ахтанизовской. Грязевой вулкан Карабетова сопка. Озеро с лечебной водой.
Долина лотосов. Озеро солёное, п. Веселовка. Соль, крупнокристаллическая и чистая, сверкает под жарким солнцем, укрывает белым покрывалом землю, когда в летние месяцы озеро высыхает. Грязь на протяжении веков формирует дно. Накапливая свою лечебную энергию.
«Песчаное море» Тамани. Мыс Железный Рог – самый крупный и высокий мыс на южном берегу таманского полуострова. Природа определила его уникальность, обнажив на его поверхности железное богатство таманской земли – бурый железняк. Тамань – житница: пшеничный колос,
рис, виноградная гроздь, фрукты и овощи. Порты Тамани – морские ворота. Живое серебро Тамани - рыба. Принимают рыбацкие неводы судака и пеленгаса, сазана и карпа, карася, толстолобика, тарань, кильку. К богатырю осетру – отношение особое, почтительное. Осетровая икра – биологический продукт с необычайно вкусными и полезными качествами. Вкус таманской икры – рыбного деликатеса известен был народам самой отдалённой
древности. Её называли чёрным золотом. Чёрным золотом на Тамани можно назвать и вулканическую грязь, которая своими целебными свойствами помогала, помогает и будет помогать людям. Вулкан Синяя Балка манит к себе гостей. В этом грязевом кратере нет дна. Лечебные свойства его булькающей жижи уникальны. Их несёт к поверхности сила Земли – матушки. Целебная грязь помогает и взрослым, и детям, спасая их от болезней нервной системы, радикулита, заболеваний кожи, желудка. А, кроме того, сопочная грязь, являясь продуктом больших земных глубин, ещё и бактериально-чистая ко всем своим полезным качествам…
Тамань – полуостров сокровищ. В кладовых таманской земли – хозяйки и хранительницы уникальных природных и историко-культурных богатств – многое найдётся из того, что можно назвать бесценным. Живое серебро лиманов, рек и морей… Ископаемое богатство недр… Янтарь таманской виноградной лозы… Песчаное золото обширных таманских пляжей…
5.Виртуальное путешествие по историческим местам Щербиновского района – презентация: «Даль степей сквозная, гор размах орлиный».
Итог урока:
Кубань- история казачества! Тамань – полуостров сокровищ! Щербиновский район – родина любимая! Любуйтесь ими, пользуйтесь дарами! Берегите их, умножайте богатства!