В  ПОСЛЕДНЕЕ  ВРЕМЯ  В  ШКОЛАХ РОССИИ  ПРОИЗОШЛИ  ЗАМЕТНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ…

 

Глаза  и  сердце ловят  явные  и неявные изменения.

Эти  изменения и радуют,  и огорчают…

…Перемена. У стен  школы проходит неспешное общение детей, Большинство «общается» по …телефону или с телефоном. Одни интенсивно перекачивают очередные мелодии с одного аппарата на другой. Другие азартно вдавливают кнопки, «улетев» в свежую сетевую телефонную игру. Иные, пользуясь внутрисетевыми  безлимитными  льготами, обсуждают очередную серию «Дома-2». А кто-то с трудом дождался переменки, чтобы влезть в «аську».

Помнится,  как полтора десятка лет назад нас, взрослых,  огорчало, что дети стали общаться с помощью междометий. А теперь и междометия исчезли.

Звонок на урок. Опустевшие коридоры с пейзажами стен, увешанных обязательной наглядностью.  И,  чуть слышный шорох-движение. Это техслужащие наводят порядок.

Учительская. Коллеги общаются посредством аббревиатур, понять которые непосвящённому невозможно. Нескончаемые  ШМО,  РМО, МэО,  КИМы, ЕГЭ, ТЭК,  ГЭК …

     Школьная библиотека.  Святая святых.  И,  никем не нарушаемая,..  тишина.    А ведь когда-то  ученикам нужна была  определённая книга для чтения,  и  почему-то она была  в единственном экземпляре. И все записывали очерёдность её прочтения.   А теперь читать стало некому.

Да что и  говорить! После некоторого анализа обстоятельств и событий становится понятно, что  умеющих слушать и слышать становится  всё меньше…

Из школы уходит подлинность: подлинность чувств, отношений, событий, подлинность школьного дома.  Уходит повсеместно и быстро. 

А что  взамен? Извне – десятки телеканалов, у которых «всё будет хорошо» даже когда вокруг всё плохо, на которых растлители разрушают остатки подлинности. Извне газетные ларьки выставляют напоказ  журнал  «Спид-Инфо» и ему подобные. Извне идёт круглосуточный пошлый карнавал с изменённым самосознанием   подрастающего человека. Настоящее  сменяется игрой,  подлинное – искусственным.   

Становится ясно, что пора возрождать нравственные традиции, традиции семьи, культуры поведения, милосердия, сочувствия, духовности и одухотворённости, чтобы нам, взрослым было на кого надеяться в старости.    

 

 

СОВРЕМЕННОЕ   ПОЛОЖЕНИЕ  В  ФОРМИРОВАНИИ  ПОДРОСТКА,

ЧЕЛОВЕКА,  ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

Все чаще сегодня можно услышать тезис, что методы воспитания прошлого полностью себя изжили. Если это так, то чем их можно заменить. У нас уже есть пример, когда была ликвидированы детские организации, но ничего не предложено взамен. Итог! Многие дети оказались не при деле. Новаторские идеи сегодня предлагают больше, чем достаточно, но как во всем этом многообразии разобраться и не запутаться. 

             Чтобы не отставать от перемен, происходящих в мире,   нужно изменить свой подход к воспитанию. Никто не будет оспаривать тот факт, что за последние 200 лет общество совершило громадный скачок вперед. В историческом аспекте мы можем отметить, что личные свободы и человеческие права изменили свой статус и стали более демократичными. Но часто можно наблюдать, как родители неукоснительно следуют традициям темного средневековья и продолжают использовать устаревшие методы воспитания детей.

         Для того, чтобы вырастить здоровых психологически и физически детей, способных к сотрудничеству с обществом,  необходимо модернизировать методы воспитания.

 Если  есть желание учителей и родителей, чтобы их дети чувствовали себя уверенно в свободном мире, нужно отказаться от «бабушкиных рецептов» воспитания, заменив их на более эффективные методы.

В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Чтобы мотивировать хорошее поведение, детям настойчиво внушали, что они порочны. Чтобы заслужить хорошее расположение родителей, надо быть сверх   послушным.

            Сильнейшим сдерживающим фактором для ребенка был страх потерять любовь и благосклонность родителя. Если этого оказывалось недостаточно, то взрослые прибегали к более жестоким наказаниям, которые должны были пробудить в ребенке еще больший страх и сломить его волю (примеры: в углу на коленях, запирание в темной комнате, порка,… все этого сопровождалось оскорбительными и унизительными словами).

          Новые методы воспитания в, отместку старой традиции, предлагают воспитывать СИЛЬНУЮ ВОЛЮ, а не ломать ее ребенке! Это есть хороший залог того, что маленький человечек вырастет уверенным в себе, отзывчивым и способным к сотрудничеству с миром.

       В прошлом целью воспитании было любыми методами привить послушание ребенка авторитету (родитель, учитель, старший). Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству, путем прислушивания к другим мнениям, умением уступать. Чтобы добиться сотрудничества нет необходимости ломать его волю. Сегодня  дети особо с открытыми сердцами и              когда их воля получает от окружающих здоровую подпитку, они особо охотно идут  навстречу  взрослым и радостно воспитывают себя сами и не сопротивляются любящим родителям в послушании, внимают наставлениям.

 Цель позитивного воспитания - вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка.

  . Новый подход направлен на воспитание отзывчивых и сострадательных детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, согласно ритму сердца. И если такие дети не лгут, то это не потому, что это противоречит правилам, а потому, что они честны и справедливы от рождения. Мораль для детей, воспитанных в новых условиях не является чем-то навязанным извне – она идет изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями.

        Современный подход к воспитанию гражданина России предлагает воспитывать уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто  слепо следовать за кем-то. Уверенные в себе дети отчетливо осознает, кто они есть и чего хотят добиться в жизни.

 

               Воспитанные в духе сотрудничества девочки и мальчики меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать, чтобы утвердить себя. Они думают своей головой, но при этом остаются открытыми для помощи и поддержки со стороны родителей. Когда такие дети взрослеют, их не сковывают предрассудки окружающих. Они твердо следуют своему внутреннему компасу и принимают решения самостоятельно.

 

   Отличительной особенностью сегодняшних детей является:


- высокая чувствительность ко  всему происходящему;
- также дети сегодня намного способнее родителей в детстве;
- обладают громадным творческим потенциалом, чем прежде наблюдался у детей.

 

        Интерес современных подростков  к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных  ещё и в духовном облике человека.

        Нравственно-психологический   идеал    у подростка—это не только знаемая им объективная    этическая  категория,    это— эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ,     который    становится   регулятором  его  собственного                          поведения и критерием оценки поведения других людей.


      Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет          подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива.
А это в свете данных, полученных в  деятельности психолога,     является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.
        Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса оказывают,        что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще.                   

          И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут                         приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными           требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.


 4

Аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения.

                                                                                                                                                               

Сейчас много говорят  о нравственности.   Поведение  подростка, его состояние,  когда     он способен быть гуманным, отзывчивым, добрым, любить людей и свою страну,  сочувствовать инвалидам,  уважать  старших, да и не только старших, но и  всех окружающих его людей, вообще уважать человека – это, прежде всего, умение сопереживать, стремление самому

 быть лучше, умение прийти на помощь другому.
        

В  настоящее  время   нравственное  воспитание  как   бы  стирается  из                           понятий поведения человека. Взрослые люди, не замечая детей и подростков вокруг               себя,  стремительно движутся к прогрессу, забывая о том,  что такие ценности, как материнская ласка,  доброе отношение к животным, окружающей среде, любовь не отменялись, но они  просто выталкиваются из жизни людей. 

И, действительно, сейчас сплошь и рядом можно услышать, а как подростки,                       не стесняясь, употребляют и в разговоре между собой и в общественных местах,                   мягко говоря,  не совсем приятные слова, в том числе это делают сейчас совершенно спокойно   и дети; и мальчики, и девочки наравне с мальчиками. Можно спокойно сидеть                        в автобусе    и не уступать место старикам, можно спокойно подойти и встать без  очереди, полностью игнорируя замечания окружающих в свой адрес. Подростки видят ежедневно негативные примеры в окружающей действительности.  Например, как  можно  на огромной  скорости  въехать  в  лужу  и  обрызгать  водой стоящих  на  обочине людей.    

 Как  удобно, когда   есть такое понятие,  как  « гражданский брак»,  когда   под  видом  свободы отношений между супругами, не надо  обременять себя никакими обязательствами,   можно, если что-то  не понравится, просто уйти,   так  легко   поломав     жизнь     другому человеку.  Можно  вообще  не  выполнить  обещаний,  можно   обмануть   и не испытывать при этом никаких угрызений совести.
           Очевидно, что-то уже  очень упущено  в воспитании, в нравственности. И, очевидно, на уровне уже всего общества. Разве не стоит над этим задуматься? Почему так происходит?
           Газеты, радио, телевидение – это всё составные части  воспитания  общества, разлагающие  детское  сознание на аспекты поведения, формируют само поведение.  Чаще всего – это аспект, модуль подражания (боевики, статьи в газетах  невозможно, скандального характера о жизни звёзд, и других известных людей, фильмы в изобилии показывающие насилие). А плохое  всегда почему-то запоминается лучше, особенно,              если  о нем говорится ежедневно, оно  начинает вольно  или невольно проявляться                  в  жизни  людей    в той или иной форме.  Условия  существования людей                     стали жёстче. Когда-то на первый план выдвигались нравственные качества человека, теперь зачастую решают материальные ценности.  Расслоение общества сильно подрывает возможности формирования чувства справедливости в человеке, он             может        это принять,        как свершившийся факт, но осознать  в полной мере  и внутренне принять этот факт он до конца не сможет.
              Добившись многого в насыщении общества теми или иными материальными благами, очевидно, пришла пора подумать и о  нравственной стороне общественно развития.   

Если мы приоткроем страницы истории нашего государства, то можно  увидеть,                 как воспитывались у дворянских детей, например, культура, речи, манеры поведения.            Это может служить хорошим примером для нынешнего поколения.                   Взаимоотношения между поколениями заставляют задуматься о многом.
Занятия по этике и эстетике, как в детском саду, в школе, в институте могли бы хотя              бы частично  удовлетворить потребность общества в духовном развитии личности, огромное значение  имеет воспитание чувства патриотизма,  любви и гордости за                               своё отечество, воспитание чести и гражданского долга. Уроки, любые занятия  в                школах,     в клубах и т.д. не должны подавлять психику ребёнка,  человеческую личность. Здесь важен созидательный процесс овладевания  знаниями, пробуждения интереса                       и любознательности.

 Важную роль в данном аспекте  играет  проблема  создания  образовательного                       и воспитательного пространства, механизм взаимодействия (с партнёром,                                 будь то учитель, ровесник, одноклассник), которого строятся на таких понятиях, как    
доверие;    психологическое взаимопроникновение;

      желание сопричастности  к действию или высказыванию;

      понимание и взаимопонимание;

принятие критического или негативного отзыва;

равноправное творческое  партнёрство (совместное принятие решений);

внутренняя готовность к сотрудничеству;

коридоры единомышленников (творческое единомыслие);

      достижение высшей точки (нахождение так называемого «ключа»).          

       Учитель   – это, прежде всего, личность, обладающая талантом, знаниями, даром интуиции, справедливости, умеющая быть ведущим не по должности                            или возрасту а по признанию  тех, кого  учит или воспитывает.
               И это тоже важно, так как именно в детстве идёт формирование психики ребёнка, формируется реакция его нервной системы на различные раздражители окружающей среды. Эти раздражители формируют сознание ребёнка,                      определяют его дальнейшее поведение. Вот почему влияние со стороны общества на ребёнка должно носить больше положительный характер.

Перевес в сторону плюса в детском саду, в школе, дома,  чтобы можно было уметь противостоять возможным негативным влияниям улицы, обстановки, складывающейся вне дома (хотя в идеале такого не должно быть). А для этого сознание, мысли и действия тех, кто призван донести этот «плюс» людям, должно                                быть   высокодуховным  во всех нравственных проявлениях.
   И это не поведение человека ограниченного какими-то рамками, это, прежде всего,               норма поведения (положительная норма поведения),  к которой  должны стремиться             все. Цель, достигнув которую обязательно станешь лучше. Должно стать  нормой,              когда человеку будет стыдно за  свое неадекватное поведение в обществе. А, если стыдно, значит поведение  его будет не со знаком «минус», а со знаком «плюс».                       А, значит, надо сделать так, чтобы было желание и стремление достичь этого,                     чтобы на этапе становления никто не осуждал, потому что человек учится                хорошему, он растёт духовно.

Разумеется, есть и должны быть критерии нормы поведения ребёнка                    и уже достаточно взрослого человека. Надо осознавать, то,  что можно по не                 умению   и  неосознанности   поведения ребёнку, то не может   быть дозволено          взрослому человеку, способному оценивать свои поступки   поведение. Конечно,     процесс этот бесконечный. Человек в своем стремлении стать лучше может                   достичь невообразимых высот. Но к этому надо стремиться.                    

 Без этого нельзя, если мы хотим, чтобы нас называли людьми,                              надо подниматься вверх по лестнице, а подниматься всегда  труднее, но надо.                          Мы можем и должны быть разными, но такие качества поведения, как: цинизм,                  злость, мстительность, ненависть, обман, трусость, жестокость, бездушие,                   отсутствие культуры поведения, не должны становиться критериями  развития                      общества.

В нашей стране есть огромный потенциал и возможности для                   полноценного развития  личности. Необходимо весь опыт и знания, накопленные               в этой области, систематизировать, обобщить, составить программы по всем                аспектам духовного и нравственного  воспитания и обучения  подрастающего               поколения с учётом тех изменений, которые произошли в развитии                             общества и общественного сознания. Воспитание полноценной личности должно                  стоять в центре  созидающего процесса   развития общества.

 

   Формирование нравственности относится к важнейшим задачам обучающего воспитания, а также к    формированию и развитию  становления социального интеллекта.  
    Природа нравственности ещё многими воспринимается по-разному.                        Философы понимают под нравственностью определенные этические проявления, психологи  также определяют нравственность по своему, деятели христианства нравственностью считают соблюдение заповедей Нового завета. Каждый из них глубоко исследует    одну из граней этого явления.

Для   педагогических работников  и  родителей  всё  гораздо проще.  

  Под  нравственность   мы понимаем  гуманное,  человеколюбивое  отношение   одного  человека       к  другому и стремимся обучить такому отношению детей. 
     Суть нравственного отношения легко понять по тому, как каждый оценивает отношение других к себе. На вопрос: «
Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились?»,                       многие     люди сразу же находят до 3-х десятков характеристик нравственного поведения. Например,   с уважением, с вниманием, по-доброму, с готовностью помочь, справедливо           и т.д. Такое отношение принято называть гуманным, человеколюбивым. 
      Формулой нравственного отношения является бескорыстное «НА»,  т.е «возьми», альтруистическое поведение. Например, если ты даришь подарки друзьям, то делаешь это с удовольствием и бескорыстно, а не с мыслью о том, что он подарит тебе взамен. 
     Противоположностью нравственному отношению выступает эгоистическое поведение. Формулой эгоистического отношения является корыстное «ДАЙ».   Оценка нравственного отношения между людьми невозможна без соотнесения этого явления с особенностями
свободы личности       
     Свобода личности учащихся становится краеугольным камнем всех идей современного образования. Разрабатываемые   в  школе программы и  технология  можно назвать «школой свободного развития». Тем не менее, свободу личности следует оценивать                с позиции её взаимоотношения с нравственным поведением человека. В связи                      с этим  для
нравственного отношения характерна свобода альтруистического поведения. Для эгоистического отношения к окружающим характерна свобода корыстного поведения.  Как   очевидно,  эти  две  формы  свободы  противоположны                 по своей направленности и, соответственно,  друг друга взаимно исключают. 
     Возникает естественный вопрос,
кем удобнее, полезнее быть во           взаимоотношениях между людьми, альтруистом или эгоистом?
     Для ответа на этот вопрос следует обратиться к собственным оценкам отношения других людей к себе.
Кто нам больше нравятся: те, кто к нам относятся               эгоистично:   не желают  нам помогать, не проявляют внимания,                                       не  справедливы, или наоборот, нравственно: те, кто нам помогает,                 проявляют внимание, справедливы в своих оценках? 
      Ответ очевиден. Нам нравятся те, кто по отношению к нам постоянно                 проявляют различные формы нравственного и конструктивного поведения.
    
А как мы относимся к тем, кто к нам относятся эгоистически? Мы их                               не      любим, и, по возможности, будем мстить за плохое к себе отношение.                    Это означает,   что на проявление эгоизма к себе люди, как правило, отвечают отрицательным отношением к эгоисту, а при таком отношении окружающих больших результатов              не добьёшься. Поэтому для получения от других  людей помощи,  многие              эгоистичные люди виртуозно маскируются под альтруистов.
     Эти взаимоотношения между альтруизмом и эгоизмом, как человеческая особенность отмечены и в Нагорной проповеди Иисуса Христа примерно следующим высказыванием: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

  

 Оценка нравственного отношения между людьми так же невозможна без соотнесения этого явления с особенностями духовного и бездуховного.
   

 Особенности  духовного  развития    личности проявляются в                         соотношении обыденного и возвышенного, идеального
    Обыденное отражает отношение человека к повседневному, к быту, и                основывается на простых, конкретных взаимоотношениях между людьми.  
   Возвышенное отражает отношение человека
к идеальному, к богу, красоте, гармонии, целесообразности и т.д. Возвышенное - это всегда надстройка над обыденным,               которую формирует духовное воспитание. С древних времён человек нуждается                          в возвышенном, как способе обогащать свою жизнь, разнообразить своё                     обыденное и повседневное, придавая смысл своей жизни. 
     Нравственное поведение стимулирует развитие в человеке возвышенное восприятие действительности. Эгоистическое поведение фиксирует жизненные смыслы на             
обыденном восприятии, а в ряде случаев побуждает к безнравственному                  поведению. Безнравственное поведение проявляется в озлобленности,               мстительности, в различных проявлениях подлости, т.е. во всём, что можно                      назвать негуманным, бесчеловечным. Оправдание такого поведения называют                          цинизмом,           а отношение - низменным. Поэтому нравственное поведение                      всегда побуждает возвышенные чувства и поступки, безнравственное                      поведение -низменные чувства, подлые поступки
    Формирование нравственности направлено на актуализацию в ребёнке
возвышенных, благородных чувств, гуманных отношений к себе, другим людям, природе, труду и его результатам. 
     Обучение нравственным взаимоотношениям с другими людьми связано с                 развитием у детей
способностей к нравственному поведению
, например,                       эмпатии, навыкам общения и гуманным переживаниям. Это довольно длительный и сложный процесс и он требует десятков часов особого психотренинга, а в ряде                 случаев  и  проведения  психокоррекции. 

 

 В рамках технологии обучающего воспитания  мною разработаны мероприятия            по  формированию  нравственного отношения и поведения от семилетнего  возраста  до  выпускников,  которые  представлены  в приложении.

 Гражданское  и  патриотическое  воспитания учащихся,

 формирования  нравственного  образа жизни. 

 

Современное положение в формировании личности подростка предусматривает его полноценное и гармоничное развитие, активную творческую активность.

Но, глядя на социальную действительность, явно заметно, что нравственные традиции утрачены, семейные отношения складываются на материальной основе, уважение к старшим не приветствуется.

Для возрождения утраченного  доброго начала в человеке, ребёнке, людях, социуме, необходимо  чётко определить, каким мы,  взрослые, хотим видеть наших детей, учеников, подрастающее поколение и будущих  граждан  России.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Актуальность проблемы  повышения  уровня  безопасности  подростков сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.

Решение этой проблемы возможно только через  нравственное воспитание. Необходимо обучать,  особенно подрастающее поколение безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.

   В  процессе  воспитательной деятельности,  в образовательных учреждениях,              на первый план выдвигается задача  по формированию  у обучающихся основных              понятий   об опасных и чрезвычайных  ситуациях    в повседневной жизни, об их последствиях  для здоровья и жизни человека, о выработке  у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих                               и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих  жизни  условиях.

А вот чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.  

Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям                и подросткам осмыслить историю родной страны, научить, искренне, переживать               за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества,                 которые и определяют его как личность, как гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда объявляем, что воспитываем у наших детей патриотизм?

По-моему мнению   оно имеет три составляющие:

 глубинное чувство принятия страны;

чувство своей принадлежности

и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

Основания для проблемности в патриотическом воспитании   глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Решение этой важной задачи возможно  путём возрождения нравственных  и семейных традиций.

Концепцией модернизации Российского образования на период до 2009 года определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи. 

В Концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы  нравственного и духовного воспитания детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.   Работа школы становится творческой и интересной,  и именно в этой системе  ОУ  обретает надежных партнеров и помощников    среди детей и подростков.

Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды,  семьи и школы, учителей и учеников, выстраивание социальных отношений является актуальной, а главное в этой деятельности - это объединениие совместных   усилий,     совместная деятельность  может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привитие ему вкуса к здоровому образу жизни.

 В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания – исторические,  культурные,  личностные   ценности.

 

Чему  учить и какие качества личности воспитывать.

 

 Формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.

 

Формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

 

 

 ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ.

Научите ребенка познать самого себя.

 

 

Известный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Представление человека о самом себе, даже о своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отображает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремиться правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия».

Сложное это дело – понимание самого себя. Иногда лишь к старости человек находит своё «я». Иногда не находят совсем. Мы хотим добра своим детям. Главное добро,       которое мы можем им дать  – умение понимать себя и действовать на основе этого.               

«Познай самого себя!» – гласит древнейшая формула. Чем старше ребёнок,  тем сложнее его «Я» и тем труднее процесс самопознания. В детстве, дети учатся смотреться,  как в зеркало,  в других людей. Замечать их реакцию на себя и на свои поступки, сравнивать и делать выводы. В этих отражениях своих поступков ребёнок познаёт самого себя.

Высшая мудрость и главный признак зрелости личности – понимание этой личной связи с другими людьми. Прекращение этой связи, разрыв с другим человеком – это ущерб для личности, мы живём, соизмеряя себя с другими людьми. Воспитывая «Я» ребёнка, мы готовим и его взрослую жизнь,  и его старость. Кто-то сказал,  что за все поступки детей надо наказывать родителей. А дети всегда, даже до глубокой старости, остаются детьми. Значит мы всегда в ответе за них. За то, чему мы их научили, и за то чему мы их не научили. Мы ответственны за «Я» наших детей.

 Каким же может быть «Я»? Прежде всего – устойчивым или неустойчивым. Как реагирует ребёнок на ваши похвалы, замечания? Насколько он зависим от внешних оценок, настолько неустойчиво его «Я». Здесь нет ничего страшного, «Я» до определённой степени должно быть «неустойчивым», гибким, иначе трудно приспособиться к жизни. В одном психологическом тесте есть очень хороший вопрос: доставляет ли вам удовольствие комплимент, если вы заведомо знаете, что он – ЛОЖЬ?  Если «да», то ваше «Я» неустойчиво, если «нет», значит, вы знаете своё «Я». И оно не слишком зависит от внешних оценок. В этом случае вы человек самоуправляемый.

Ещё «Я» бывает адекватным, т.е. соответствующим реальным достижениям человека или неадекватным, т.е. несоответствующим.  Если не соответствует, то плохо –  ребёнок не считается с реальностью и не делает поправки, оценивая себя. Когда «Я» адекватно, то всё в порядке. Если неадекватно, то может быть завышенным (эгоисты, зазнайки), либо наоборот–заниженным (неудачники, пришибленные). И то и другое плохо, но в разной степени.

Люди с заниженным, недооценённым «Я» редко бывают счастливы. Главная причина их невезения – их пассивность.

При в меру завышенном «Я», человек активен, он добивается своего и держится он гораздо увереннее. Но всё хорошо в меру!

 

Можно оценить ребёнка    какое у него «Я»  по 3 пунктам:

а) устойчивое – неустойчивое;
б) адекватное  – неадекватное;
в) завышенное – заниженное.

Потом поговорить с ним и выяснить, как он оценивает себя. Это и будет у ребёнка ключом к самому себе. Ведь высшая цель педагогики – это самовоспитание. Затем попробуйте вместе с ним наметить программу воспитания «Я» – исправления каких-то негативных и укрепления позитивных моментов. Это будет началом сложной работы над своим «Я», работы на всю жизнь.

        Составить программу совершенствования помогут советы, разработанные специально для учащихся :

1. Попробуй,  разговаривая с человеком о нём самом,  стараться не оценивать его как личность, а описывать его поведение.

2. Знай,  что есть памятка, цель которой помочь тебе в самовоспитании. Прежде всего, ответь себе на вопрос: ради чего ты учишься?

·         получить глубокие знания;

3. Выясни свои недочёты,   для этого посмотри на себя глазами окружающих,  за что тебя хвалят или ругают родители, учителя,  друзья и другие.

4. Научи себя правильной организации труда и времени. Главное, здесь установить очередность дел. Их три по степени важности. Случается,  человек устанет, ему кажется, что сил уже нет. Есть выход. Садись на стул и ничего не делай! Не более  чем через 15 мин., почувствуешь способность к действию.

5. Контролируй своё настроение. Плохое настроение обременительно для психики.  Есть несколько способов от него избавиться:

а) анализ и устранение причины;
б) физическая работа, движение;
в) музыка или стихи;
г) общение с близкими людьми.

6. Не забывай о том,  что выставлять напоказ настроение– признак невоспитанности. Чаще всего настроение портится не от реальных неудач, а от неверных недоверчивых мыслей, что тебя недооценивают и к тебе несправедливы.  НАДО БЫТЬ ДОВЕРЧИВЕЕ И СПРАВЕДЛИВЕЕ САМОМУ!

7. Помни о чудотворном действии смеха. Смех– показатель здоровой психики. Считают, что способность смеяться – мера приспособляемости человека к окружению. Умение посмеяться над собой никогда не повредит, а поможет обрести душевное спокойствие и равновесие.

В заключение приведу слова Гёте,  «Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда – путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Человек познаёт себя только тогда, когда может дать себе самооценку. Помочь ребёнку стать успешным должны родители и учитель.

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия по формированию

нравственного и  уважительного отношения к родителям.

 

"Чти отца и матерь свою..."

 

"Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле".

Из Библии.

Действующие лица

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 3

Ведущий 4

Чтец

 

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Разговор с вами разрешите начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строчки написаны давно, но актуальны и сегодня:

 

… Пред отцовской волей

Всё остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь имели воздавать.

А в детях если не нашёл опоры -

Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

 

Ведущий 2. Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть в жизни человека - о семье, о родителях. И это неслучайно. Русская пословица гласит: «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит».

2008 год указом Президента объявлен годом семьи.

30 января 1998 года было решено: «В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября». В этом году исполняется 10 лет со дня выхода  данного указа Президента.

 

Ведущий 3. А что же самое дорогое для родителей? 

Правильно, дети.

Да, порой родители бывают строги, взыскательны, потому что понимают, что несут  большую ответственность за сына или дочь, но они искренне желают им добра.

 

Ведущий 4. Мы часто обижаем наших родителей: пренебрегаем их советами, не уважаем их привычек, вкусов. Для некоторых родители вовсе не авторитет.

 

Ведущий 1. У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы?»

Если ответите: «Да», собеседник  скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом свете».

 

Наши родители - это наше богатство. Чтобы это «богатство» не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнить свой сыновний  долг.

 

 

 

Предлагаем вашему вниманию стихотворение Людмилы Татьяничевой «Мама» в исполнении …………..

 

Чтец.

        Как часто невниманьем обижаем

        Мы в юности отцов и матерей!

        Домой из института приезжая,

        К своим друзьям торопимся скорей.

        Назавтра отложив все разговоры,

        Едва успев костюм дорожный снять,

        В заречные зовущие просторы

        Стремглав летим мы детство догонять.

        В своих подруг бросаем мы цветами,

        Забыв нарвать для матери букет.

        А мать всё ждёт. Живёт и дышит нами,

        Обновы шьёт, готовит нам обед.

        Нас держит лес, не отпускает Волга.

        Уже темно, поужинать и спать.

        И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,

        И наши сны оберегает мать.

 

Ведущий 2. Когда хотят придать слову «мать» оттенок торжественности, говорят «матерь»: например, «Матерь Божия». И мало кто знает, что при этом мы  вовсе не украшаем первичное слово, а наоборот, возвращаемся к древнейшей индоевропейской форме «матэр»

 

Ведущий 3. В некоторых однокоренных словах эта форма прослеживается и поныне: «материя», «материк», «матёрый» (то есть сильный, здоровый, старый).

По мнению исследователей, слово «матёрый» образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности

 

Ведущий 4. Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Именно им подобало «нрав детиный исправляти», «блюсти чад своих». Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания, терпения, уважения к старшим: «Младу отрочати перед старым молчати».

Церковные поучения требовали от детей уважения к матери. «Вечно матери свое не забудь, вспомяни, яко тою родил еси».

 

Ведущий 1. Пренебрежение и забвение памяти родителей: «Покы насмехася отцою и укоряющее старость матернюю…» (если насмехается над отцом и укоряет мать её старостью) - резко осуждались: «…и восплачется тогда, но никто не услышит его…». Глубоко по сути и требование: «Аще осхудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша - то не безчествуйте их, не укоряйте».

  

Ведущий 2. В древнерусских семьях, описанных в летописях, отличительной чертой внутрисемейного микроклимата были доброта, внимание, забота о женщинах. Почтительное отношение к матери - приметная черта и древнерусского фольклора: «Что ни белая берёза к земле клонится, ни шелковая трава расстилается, уж как сын перед матерью кланяется…»

    «Свет-государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» - таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах

 

 

 

 

Ведущий 3. Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый труд мамы по дому, по хозяйству? А ведь многие мамы работают, значит, и встают намного раньше своих

 детей, и ложатся позже, и при этом всё успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Воздать должное маме мы не сможем  достойно ничем, только благодарностью, явленной и в словах, и в делах, и в молитвах.

 Именно об этом и говорит Господь в своей заповеди: «Чти отца и матерь  твою, да благо тебе будет и  да долголетен  будешь на земле».

 

Ведущий 4. Иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и в гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая их просчётам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования чёрной!

Ах, как жаль, что в наше время  дети почти разучились обращаться  к своим родителям с ласковыми наименованиями: матушка, батюшка - так почтительно на Руси обращались к родителям. 

 

Ведущий 1. Каждая семья - это очаг, теплый и уютный, и для каждого семья - это родительский дом.

Предлагаем вашему вниманию старинную притчу о семье рыбака в исполнении …

 

Рассказ притчи

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорошим, и к полудню они собрались возвращаться домой. Но когда они начали вытаскивать сети, внезапно налетела буря, и берега больше не было видно. Также буря не пощадила и их маленький домик: от удара молнии он загорелся, и огонь сжёг всё имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала детям о постигнувшем их горе. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который и указал нам дорогу к берегу».

 

Ведущий 2. Свет в окне дома…

Какие чувства он вызывает у тебя? Радость, что тебя ждут? Слёзы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им ещё не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»…

 

Звучит песня «Дом родной»

 

Ведущий 3. С той поры, как люди стали осознавать себя людьми, формировать сообщества, стремиться к обретению государственности,  самое пристальное внимание они уделяли моральным и нравственным устоям.

История сохранила для нас великолепное тому свидетельство: «Поучение Владимира Мономаха». «…Леность -  мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится, вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе»,  - наставляет Владимир Мономах.

 Возможно, Поучение Мономаха вдохновило авторов «Домостроя» на создание целого свода законов жизни русской семьи и общества.

Ведущий 4. Позвольте напомнить, что «Домострой» - типичный памятник нравоучительной литературы  средневековой  культуры.  Повествовательный  элемент  в  нём  подчинён

 

 

 

назидательным целям поучения. Каждое его положение аргументируется ссылками на освящённые традицией образцовые тексты, главным образом - тексты Священного Писания.

Таким образом, «Домострой» - одно из выдающихся произведений русской литературы 16 века, бывшего основным сводом нравственных норм и правил многих поколений российского православного общества.

«Книга, называемая «Домостроем», которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и муже, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» - таково полное название этого поистине уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи

 

Ведущий 1. «Мать - хранительница семейного очага», - гласит народная мудрость. А какую же роль выполняет отец?

Да, он защитник.

 

Ведущий 2. У Севастьяна  Бранта есть такие слова:

 

Учится ребёнок

У мудрого отца с пеленок.

(Кто  думает не так - дурак,

Ребёнку  и себе  он - враг!)

 

Ведущий 3. Именно на мужа возлагалась по «Домострою» ответственность за моральное и материальное благополучие  дома, за соблюдение домочадцами законов чести.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из «Домостроя». Читает ……………………..

(Выразит.  чтен.    из «Домостроя» (см. учебник литер-ы, авт. Т.Ф.Курдюмова, с.194.)

 

Ведущий 4. Ах, семья! Заботы и хлопоты,  любовь и слёзы, ссоры и примирения, наша крепость и счастье!

В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Более напряжённой стала работа. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого общения. Много пишут о неблагополучии семейных отношений, о разобщённости родителей и детей

.Каков же рецепт семейного счастья? Как вы понимаете выражение «счастливая семья»?

(Зачитываются отрывки из сочинений учащихся.)

 

Ведущий 1. Чем немощнее с годами будут становиться ваши родители, тем больше внимания, попечения нам должно проявлять по отношению к ним. Для этого они лелеяли и растили нас: чтобы в какой-то день их немощь исполнилась нашей силой, их болезни - нашим здоровьем, их скудность - нашим изобилием.

Любовь к родителям никогда никого не унизила. Пренебречь родителями, оставить их без попечения - то же самое, что зачеркнуть всё доброе, когда бы то ни было нами сделанное, отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.

 

Ведущий 2. Устное народное творчество сохранило немало пословиц и поговорок о матери, о доме, о семье. «Всё купишь, а отца - матери не купишь», - говорится в одной из них.

Мы  должны помнить: когда придёт время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие, человек останется один на один со своей совестью и памятью. А сейчас мы и наши  родители самые счастливые, мы можем пооткровенничать, пожаловаться, побеседовать, доверить свои тайны самым дорогим людям на земле - своим родителям

 

 

 

«Совесть - это нравственная категория...».                                    

 Классный час для учащихся 7-9 классов.

 

 

 

Ход классного часа

 

Учитель:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь...

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

«НЕ ТОЛЬКО СЛОВА»

А. Яшин

 

 Ученик

"Диалог о совести"

- Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь -

Оказывается, "совесть -

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго".

 

- Но как же быть, когда идет игра,

Партнеры лгут,  блефует кто как может,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже -

И как же быть тогда?

 

Я понимаю... Я только говорю, что совесть -

Это нравственная категория...

 

- Но как же быть, когда идет борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну, а в борьбе нельзя без топора,

А где топор - там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?

 

- Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -

Это нравственная категория...

 

- Но если все охвачены одним

 

 

Безумием - не на день, а на годы?                                                                                                                                                                    

Идет потоп - и он неудержим

И увлекает целые народы!

Так что же может слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто виновен в том, что век безумен?

Кого судить?

Кому судить?

За что судить?

 

- Я не знаю... Я только знаю, что совесть -

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго!

 

Учитель:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Б.Окуджава

 

Совесть, благородство и достоинство… Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. «...Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», утверждала Маргарита Наваррская. «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», - читаем у Г. Р. Державина. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»,- вторит ему А. С. Пушкин. Так что же такое совесть?      (Ответы учащихся).

 

Учитель: А теперь заглянем в словарь: СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. ДОСТОИНСТВО - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. БЛАГОРОДСТВО - высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всем. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

 

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем, и всюду, и всегда -

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

«Тост» Ю.Друнина

 

 

 

 

 

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.

Не сталью -

Кровью сталь багрима,

Не дверью, что прочней щита,

Лишь чистой совестью хранима

Живое чудо -    Доброта.

Л.Татьяничева

 

             До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и к самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. Обратимся к классике. Давайте вспомним примеры, когда герои являют собой образцы высокой нравственности и наоборот. (Выступления учащихся.)

           Учитель: Федор Михайлович Достоевский в своих произведениях резко обличает пороки современников, целую нравственную концепцию выстраивает в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев выставляет Базарова как человека безнравственного, описывая его поведение во время спора с Павлом Петровичем в романе «Отцы и дети». Николай Андреевич Римский-Корсаков осуждает подлую и лживую Любашу             в опере «Царская невеста», Петр Ильич Чайковский в «Пиковой даме» намеренно отходит                 от замысла Александра Сергеевича Пушкина, не желая «оставлять в живых» корыстолюбивую и жадную Графиню. А сейчас… Что сейчас?

Сегодня подобное поведение молодых людей, вызывающее такой протест у Тургенева, считается нормальным и даже вполне приличным, так, обычный разговор за ужином…                           А совершенно жуткий лозунг «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!» оправдывают многие безнравственные поступки.

Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудение речи россиян, падение  нравов и безнаказанность, провоцирующая рост преступности и пороков, - вот приметы нашего времени. Состояние нравственности современной России не может не вызывать тревогу. Не случайно в наши дни на государственном уровне разрабатываются программы воспитания гражданского патриотизма, возрождения культурных традиций России.

 

Свет изначально праведнее мглы.

Пускай сегодня больно нам и жестко -

Такое время:

Острые углы

Повыперли, как ребра у подростка.

Не в том резон, что умолкает медь,

Когда приходит истина

Нагая,

Как трудно вновь учиться быть и сметь,

В самом себе

Раба превозмогая!

Не отступай,

Над истиной потей,

Пойми, что нет всему единой меры

Во избежанье  худшей из потерь -

Потери веры.                                       В. Кирюшин

 

 

 Безусловно, вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоит забывать, что во все времена это понятие включало не только внешнее благополучие, но и внутренне состояние человека. История знает множество примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести - «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, пройдя ужас ссылок и лагерей, считали себя счастливыми, благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья». Как вы понимаете это высказывание немецкого философа Иммануила Канта?

Выступления учащихся.

 

Учитель:

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей.

П.Сергеев

 

До сих пор наш разговор о совести мы вели, опираясь на примеры классической литературы, факты из жизни других людей, на принятые в обществе взгляды, правила и нормы, не касаясь конкретно каждого из нас. Но ведь совесть - это не какая-то абстракция, не прописные истины, не багаж знаний, это своего рода внутренний стержень, который не позволяет нам отклониться в сторону зла, стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

Готовясь к разговору с вами, я встретила стихотворение современного поэта Юрия Корса:

В метро, где немеют плечи,

Где лиц багровеет медь,

Насколько все-таки легче

Стоять, чем сидеть.

Мерзко,  болезненно-остро -

Толкаться и отжимать.

Насколько все-таки просто

Места не занимать…

 

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т.п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу, можно позволить           себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку                 или котенка, прочитать чужое письмо, промолчать на собрании, анонимно отправить оскорбительную SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а                    можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки,                       мы идем на сделки   со своей совестью, разрушаем свою личность.

 

 

 

 

Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

 

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

 

Чувство собственного достоинства - вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

                         «Чувство собственного достоинства». Б. Окуджава. 1989г.

 

Заканчивая сегодняшний разговор я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

 

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский,

 

Ученик:

…И тот, кто веком этим этим умудрен,

И тот, кто в нем не понял и полслова,-

Мы станем ждать на стыке двух времен

Великого, высокого, земного…

А в январе все так же будет снег,

На все снега январские похожий…

Промолвит кто-то: «Был ужасный век!»-

А кто-то скажет: «Век прекрасный прожит!»

Е. Обоймина

 

 

Хостинг от uCoz