|
Учебно-тематические
планы и содержание программы
1 Раздел.
Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
1.
Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу
самореализации и личностно значимому проявлению человеческих
способностей.
2.
Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности
обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости,
решительности, хладнокровия и т.п.
3.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
Теоретические занятия |
1 |
Основы гигиены и закаливания |
4 |
|
|
2 |
Методы развития выносливости:
1) интервальный;
2) повторно-переменный;
3) сопряженных воздействий;
4) соревновательный;
5) круговой.
|
|
4 |
|
3 |
Внутреннее состояние бойца |
|
|
4 |
4 |
Итого |
4 |
4 |
4 |
Практические занятия |
1 |
Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие
осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения)
-обязательны для каждого занятия. |
6 |
6 |
6 |
2 |
Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей,
силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на
реакцию и ловкость, акробатика. |
6 |
6 |
6 |
3 |
Итого |
12 |
12 |
12 |
Примечание: обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по
ОФП и технике выполнения приемов рукопашного боя.
Раздел 2. Строевая
подготовка.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
Теоретические занятия |
1 |
Строй, понятие строя, фланги, колонна. |
1 |
1 |
1 |
2 |
Итого |
1 |
1 |
1 |
Практические занятия |
1 |
Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в
движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). |
3 |
|
|
2 |
Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в
движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). |
|
3 |
|
3 |
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении
(с оружием, без оружия) |
|
|
3 |
4 |
Итого |
3 |
3 |
3 |
Раздел 3. Основы
выживаемости
Задачи раздела:
1.
Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе
жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и
навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного,
негативного воздействия.
2.
Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и
деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
3.
Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие,
обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели,
уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
4.
Овладение навыками выживания в различных природных и климатических
условиях.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
Теоретические занятия |
1 |
Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни,
правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность. |
2 |
|
|
2 |
Чрезвычайные ситуации локального характера |
2 |
|
|
3 |
ЧС техногенного и природного происхождения, защита от
последствий ЧС. |
|
3 |
|
4 |
Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая
защита. |
|
|
3 |
5 |
Здоровье и здоровый образ жизни |
2 |
|
|
6 |
Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний,
требующих оказания первой медицинской помощи.
|
|
3 |
|
7 |
Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах,
переломах, ушибах). |
2 |
|
1 |
8 |
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях |
|
3 |
|
9 |
Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных
ударах, ожогах, обморожениях. |
|
1 |
3 |
10 |
Выживание в различных географических и климатических условиях. |
2 |
|
3 |
11 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
Практические занятия |
1 |
Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении. |
1 |
|
|
2 |
Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах.
|
|
1 |
|
3 |
Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. |
|
|
1 |
4 |
Защита от оружия массового (радиационного) поражения. |
1 |
|
|
5 |
Защита от оружия массового (химического) поражения. |
|
1 |
|
6 |
Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. |
|
|
1 |
7 |
Выживание на местности в различных географических и
климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров. |
1 |
|
|
8 |
Выживание на местности в различных географических и
климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. |
|
1 |
|
9 |
Выживание на местности в различных географических и
климатических условиях: съедобные и лекарственные растения,
следопытство. |
|
|
1 |
10 |
Походная, маршевая подготовка. |
1 |
|
1 |
11 |
Вы хотите
чувствовать себя «в
своей тарелке» на
улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»? |
|
2 |
|
12 |
Что делать, если
драка неизбежна?Как защитить свою спутницу? |
1 |
|
1 |
13 |
Итого |
5 |
5 |
5 |
Примечание: в приведенной таблице не учтены занятия, проводимые в
условиях походов выходного дня. Профильных лагерей и экспедиций в период
летних каникул.
Раздел 4.
Ориентирование, топография.
Задачи раздела:
1.
Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.
2.
Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас, план и
т.д.), по небесным светилам и местным предметам.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
Теоретические занятия |
1 |
Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение
расстояний до ориентира по видимому размеру. |
2 |
|
|
2 |
Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. |
|
2 |
|
3 |
Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца». |
|
|
2 |
4 |
Планирование маршрута |
2 |
|
|
5 |
Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. |
|
2 |
|
6 |
Определение расстояния при движении |
|
|
2 |
7 |
Ориентирование по солнцу |
2 |
|
|
8 |
Ориентирование по луне |
|
2 |
|
9 |
Ориентирование по звездам |
|
|
2 |
10 |
Карта, топографические обозначения,выкопировки, планы. Азбука
карт. |
3 |
|
|
11 |
Линии равных высот, третье измерение.Признаки перемены неясной
погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную. |
|
3 |
|
12 |
Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность
масштаба, точность карты. |
|
|
3 |
13 |
Итого |
9 |
9 |
9 |
Практические занятия |
1 |
Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и
расстоянию. |
1 |
|
|
2 |
Определение времени по компасу |
|
1 |
|
3 |
Определение точки стояния в лесистой местности |
|
|
1 |
4 |
Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и
расстоянию. |
1 |
|
|
5 |
Ориентирование по окружающим предметам. |
|
1 |
|
6 |
Определение расстояния до источников звука (ночью, днем) |
|
|
2 |
7 |
Ориентирование по светилам. |
1 |
|
|
8 |
Чтение карт, ориентирование по ним. |
2 |
|
|
9 |
Правильная организация движения (темп движения, хронометраж
движения) |
|
2 |
|
10 |
Как измерить площадь, сколько древесины в лесу. |
|
|
2 |
11 |
Составление планов, карт, снятие крок, выкопировок. |
|
2 |
|
12 |
Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке. |
1 |
|
|
13 |
Прокладка маршрута |
|
|
1 |
14 |
Итого |
6 |
6 |
6 |
Раздел 5. Стрелковая
подготовка.
Задачи раздела:
1.
Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением
со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
2.
Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация
внимания.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
Теоретические занятия |
1 |
Правила и меры безопасности при обращении
с оружием.Правила
поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при
проведении стрельб. |
1 |
|
|
2 |
Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и
внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла
вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы
траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете.
Рассеивание, кучность, меткость. |
1 |
|
|
3 |
Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники
выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания
стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или
стойку. |
|
1 |
|
4 |
Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и
стрелкового оружия. |
|
|
1 |
4 |
Итого |
2 |
1 |
1 |
Практические занятия |
1 |
Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на
спусковой крючок, координации). |
5 |
4 |
2 |
2 |
Тренировка в стрельбе на кучность. Результат. |
5 |
7 |
9 |
3 |
Итого |
10 |
11 |
11 |
Примечание: в таблице не учтены занятия по стрелковой подготовке.
Проводимые в условиях летних выездов.
Раздел 6. История
Вооруженных Сил и силовых структур России.
Задачи раздела:
1.
Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
2.
Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и
обязанностями граждан России.
3.
Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России.
4.
Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как
честь, достоинство, милосердие, справедливость.
№ п/п |
Тема |
Количество часов по годам обучения |
I год |
II
год |
III год |
1 |
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России,
символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство,
Императорское государство) |
2 |
|
|
2 |
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России,
символы воинской чести.(в период СССР) |
|
2 |
|
3 |
История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России,
символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.) |
|
|
2 |
4 |
Основы обороны и безопасности государства. |
2 |
|
|
5 |
Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые
возможности ВС и СС России на современном этапе. |
|
2 |
|
6 |
Основополагающие документы, определяющие основные положения по
обороноспособности и безопасности государства. |
|
|
2 |
7 |
Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской
обязанности и военной службе. |
2 |
|
|
8 |
Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ
(ВМФ). |
|
2 |
|
9 |
Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ
(ВВС). |
|
2 |
|
10 |
Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (СВ) |
|
2 |
|
11 |
Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (КВ) |
|
|
2 |
12 |
Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ (ВДВ) |
|
|
2 |
13 |
ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и
вооружение (США) |
2 |
|
|
14 |
ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и
вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ) |
|
|
2 |
15 |
ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и
вооружение (Китай) |
2 |
|
|
16 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях
профильного лагеря и экскурсий в восковой части.
Раздел 7. Выездные
мероприятия.
Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного
процесса и проводятся в каникулярное время.
Задачи:
1.
Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.
2.
Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства
небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми, навыков самоорганизации.
3.
Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными
навыками.
Основные формы выездных мероприятий:
1.
Экспедиции.
2.
Походы.
3.
Экскурсии.
4.
Соревнования.
5.
Профильные лагеря на базе войсковых частей и военных вузов.
Как показывает опыт
работы с подростками и юношами одной из наиболее эффективных форм их
подготовки к защите Отечества является профильный лагерь.
В таком лагере
общественно-полезная трудовая деятельность органически соединена с
условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в
армии;
Почти все занятия
проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с
активным привлечением военнослужащих или воинов запаса;
Вся обстановка
лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для
систематического целенаправленного формирования многих необходимых
качеств у будущих воинов;
Идет процесс
выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в
военной службе.
Содержательная
деятельность в лагере может включать в себя комплекс
образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных
мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и
готовности к активном участию в деле его укрепления и защиты.
Образовательная и
воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а
для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и
солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.
Место, время,
продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются
по договоренности с представителями воинских частей и военных вузов.
Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от
16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их
личному заявлению.
Профильный лагерь
позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него
необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес,
стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.
|
|