Главная   Военное образование Фотоальбомы Видео сайта Учебная программа        

Учебно-тематические планы и содержание программы

1 Раздел. Общефизическая подготовка

Задачи раздела:

1.     Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.

2.     Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.

3.      

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Основы гигиены и закаливания

4

 

 

2

Методы развития выносливости:

1) интервальный;

2) повторно-переменный;

3) сопряженных воздействий;

4) соревновательный;

5) круговой.

 

 

4

 

3

Внутреннее состояние бойца

 

 

4

4

Итого

4

4

4

Практические занятия

1

Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) -обязательны для каждого занятия.

6

6

6

2

Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика.

6

6

6

3

Итого

12

12

12

Примечание: обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП и технике выполнения приемов рукопашного боя.

Раздел 2. Строевая подготовка.

 

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Строй, понятие строя, фланги, колонна.

1

1

1

2

Итого

1

1

1

Практические занятия

1

 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия).

3

 

 

2

Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием).

 

3

 

3

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия)

 

 

3

4

Итого

3

3

3

 

Раздел 3. Основы выживаемости

Задачи раздела:

1.     Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.

2.     Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

3.     Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.

4.     Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.

 

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность.

2

 

 

2

Чрезвычайные ситуации локального характера

2

 

 

3

ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС.

 

3

 

4

Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита.

 

 

3

5

Здоровье и здоровый образ жизни

2

 

 

6

Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи.

 

3

 

7

Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах).

2

 

1

8

Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях

 

3

 

9

Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

 

1

3

10

Выживание в различных географических и климатических условиях.

2

 

3

11

Итого

10

10

10

Практические занятия

1

Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении.

1

 

 

2

Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах.

 

1

 

3

Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях.

 

 

1

4

Защита от оружия массового (радиационного) поражения.

1

 

 

5

Защита от оружия массового (химического) поражения.

 

1

 

6

Защита от оружия массового (бактериологического) поражения.

 

 

1

7

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров.

1

 

 

8

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи.

 

1

 

9

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство.

 

 

1

10

Походная, маршевая подготовка.

1

 

1

11

Вы хотите чувствовать себя «в своей тарелке» на улице, в тёмной подворотне или при общении с угрожающего вида «чемоданом»?

 

2

 

12

Что делать, если драка неизбежна?Как защитить свою спутницу?

1

 

1

13

Итого

5

5

5

Примечание: в приведенной таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня. Профильных лагерей и экспедиций в период летних каникул.

Раздел 4. Ориентирование, топография.

Задачи раздела:

1.     Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.

2.     Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас, план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру.

2

 

 

2

Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением.

 

2

 

3

Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца».

 

 

2

4

Планирование маршрута

2

 

 

5

Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов.

 

2

 

6

Определение расстояния при движении

 

 

2

7

Ориентирование по солнцу

2

 

 

8

Ориентирование по луне

 

2

 

9

Ориентирование по звездам

 

 

2

10

Карта, топографические обозначения,выкопировки, планы. Азбука карт.

3

 

 

11

Линии равных высот, третье измерение.Признаки перемены неясной погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную.

 

3

 

12

Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность масштаба, точность карты.

 

 

3

13

Итого

9

9

9

Практические занятия

1

Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию.

1

 

 

2

Определение времени по компасу

 

1

 

3

Определение точки стояния в лесистой местности

 

 

1

4

Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию.

1

 

 

5

Ориентирование по окружающим предметам.

 

1

 

6

Определение расстояния до источников звука (ночью, днем)

 

 

2

7

Ориентирование по светилам.

1

 

 

8

Чтение карт, ориентирование по ним.

2

 

 

9

Правильная организация движения (темп движения, хронометраж движения)

 

2

 

10

Как измерить площадь, сколько древесины в лесу.

 

 

2

11

Составление планов, карт, снятие крок, выкопировок.

 

2

 

12

Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке.

1

 

 

13

Прокладка маршрута

 

 

1

14

Итого

6

6

6

 

Раздел 5. Стрелковая подготовка.

Задачи раздела:

1.     Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.

2.     Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Правила и меры безопасности при обращении с оружием.Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.

1

 

 

2

Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость.

1

 

 

3

Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку.

 

1

 

4

Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия.

 

 

1

4

Итого

2

1

1

Практические занятия

1

Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации).

5

4

2

2

Тренировка в стрельбе на кучность. Результат.

5

7

9

3

Итого

10

11

11

Примечание: в таблице не учтены занятия по стрелковой подготовке. Проводимые в условиях летних выездов.

 

Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.

Задачи раздела:

1.     Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.

2.     Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.

3.     Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России.

4.     Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.

 

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

1

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство)

2

 

 

2

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.(в период СССР)

 

2

 

3

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.)

 

 

2

4

Основы обороны и безопасности государства.

2

 

 

5

Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе.

 

2

 

6

Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства.

 

 

2

7

Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе.

2

 

 

8

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВМФ).

 

2

 

9

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВВС).

 

2

 

10

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (СВ)

 

2

 

11

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (КВ)

 

 

2

12

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВДВ)

 

 

2

13

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США)

2

 

 

14

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ)

 

 

2

15

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай)

2

 

 

16

Итого

10

10

10

Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях профильного лагеря и экскурсий в восковой части.

Раздел 7. Выездные мероприятия.

Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного процесса и проводятся в каникулярное время.

Задачи:

1.     Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.

2.     Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.

3.     Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.

Основные формы выездных мероприятий:

1.     Экспедиции.

2.     Походы.

3.     Экскурсии.

4.     Соревнования.

5.     Профильные лагеря на базе войсковых частей и военных вузов.

Как показывает опыт работы с подростками и юношами одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является профильный лагерь.

В таком лагере общественно-полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии;

Почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса;

Вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов;

Идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе.

Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и готовности к активном участию в деле его укрепления и защиты.

Образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.

Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются по договоренности с представителями воинских частей и военных вузов. Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их личному заявлению.

Профильный лагерь позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес, стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.