ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

МАОУ СОШ № 16 имени К.И.Недорубова 

 

Отчет базовой школы по организации дистанционного образования в муниципальном образовании Кущевский район за 2011-2012 учебный год.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения, в которой информационные  технологии   являются ведущим средством.  Проект развития  дистанционного образования реализуется  Департаментом  образования и науки Краснодарского края в рамках программы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.  
Целью проекта стало  предоставление равных возможностей получения качественного образования детям-инвалидам, а также индивидуализации учебного процесса в работе с одаренными детьми. 
   Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

  Немного из истории ДО..

В Европе в конце18 века с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентского обучения». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами  и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце 19 века.

Начало 20 века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телефона и телеграфа. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время, продолжается эпоха  «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащихся не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году  в Великобритании был открыт первый в мире университет  дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную  с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 году был реализован Советско-американский проект «Школьная  электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

 С развитием интернета появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары   для обучения.

 По инициативе ДОН Краснодарского края  в каждом муниципалитете была определена   базовая школа для развития дистанционного образования.    В  августе  2011 года  МБОУ СОШ № 16  стала  центром  дистанционного обучении   в числе 51 школ Краснодарского края. 

 Дистанционное обучение планируется вести по 3-м направлениям:

- обучение детей-инвалидов;

 -  индивидуальное обучение одаренных детей;

- обучение в малокомплектных школах  (при отсутствии квалифицированного специалиста какие-либо предметы изучаются дистанционно.

Пока развивается первое направление – обучение детей-инвалидов.

Самая  главная задача  - это  чтобы дети  не чувствовали себя инвалидами.  Это дети, которым судьба послала сложные испытания. Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

 Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования потребовало:

 А) морально подготовить  преподавательский состав к внедрению новых технологий

Б) обучить учителей  новым информационным технологиям) посредством прохождения курсовой подготовки;

В) разработать базу  нормативно-правовых  документов;

 Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение.

С чего всё началось и как это осуществлялось в нашей школе?

1.      Изучение нормативно-правовой базы для организации ДО.

2.      Индивидуальная работа с детьми-инвалидами,  находящимися  на домашнем обучении и  включенными в дистанционное образование, и их родителями.  

На первом этапе, который стартовал в 2010-2011 учебном году, обучение проводили преподаватели ЦДО г. Краснодара   для 2-х учащихся: школ № 4 (6 класс) и № 6 (4 класс) по программам дополнительного образования.  

Во второй этап были включены еще 2 ученика: из школ № 6 (10 класс) и № 33 (10 класс). Этим ученикам оборудование было установлено  в ноябре 2011 года.

Были составлены и утверждены учебные планы, в которые по желанию учащихся и их родителей включены предметы, преподавание которых велось дистанционно (количество часов, отведенных для ДО составляло 2 часа). Для обучения на 3-ем этапе добавились еще 2 ученика: из школ № 5 (5 класс) и № 6 (9 класс). Обучение этих детей будет начато по мере установки у них оборудования в 2012-2013 учебном году.

 

 3.Согласно выбранным учащимися предметам    по плану ЦДО при ККИДППО в течение ноября-декабря  прошли обучения учителя- предметники: Гусакова Л.А. – по истории, Хрипливцева Е.А. – учитель начальных  классов по литературному чтению и окружающему миру, Верченко Е.А. -  по физике и информатике и ИКТ, Тригуб Л.В. – по биологии, Зотова Т.А. – по технологии, Оленева Н.А. – по английскому языку.

4. В ноябре   2011 года    в школе был определен и отремонтирован кабинет, отведенный для дистанционного обучения, в котором за счет краевых средств установлено дорогостоящее оборудование:     компьютерный комплект оснащен эппловской современной операционной системой Macintosh, подключен к сети Интернет, есть микрофон, сканер, принтер, наушники веб-камера, проекторы, интерактивная доска.   К  школе проведено суперсовременное  оптико-волокно для высокоскоростного Интернета.

Московская компания Polymedia реализовывала проект Дистанционного Образования в Краснодарском крае. Она  провела тестовую эксплуатацию системы дистанционного образования  в  51  школе Краснодарского края, которые все   подключены к ресурсному центру  и   оснащены всем необходимым оборудованием для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий с различными коммуникационными сервисами. Таким образом,  стало возможным проведение телеконференций в регионе   на базе ресурсного центра. Для достижения «эффекта присутствия» в ходе сеансов дистанционного обучения используемое оборудование   обеспечивает  трансляцию изображения высокого разрешения, а уникальное программное обеспечение, позволяет учащимся дистанционно видеть все материалы с доски, включая все графические пояснения в режиме реального времени, а также, рисовать на интерактивной доске, выполнять задания вместе с другими учащимися и проводить презентации и доклады так, как если бы они находились в одной и той же аудитории.   Функция “двойного касания” дает возможность работать одновременно двум ученикам в одном приложении, что повышает интерес к коллективной работе и может быть использовано в качестве одновременной работы ученика с учителем. Кроме того, для демонстрации бумажных документов и любых других предметов на столе учителя установлена документ-камера, позволяющая не повреждая уникальные издания и экспонаты школьной коллекции, демонстрировать их всей аудитории.

  5. Следующий этап – обучение родителей детей, так называемый первообуч по работе с используемой техникой.  Родители были обеспечены литературой на бумажном и электронном     носителе, постоянно поддерживался с родителями контакт, оперативно решались вопросы, возникающие как со стороны детей, так и со стороны родителей. Первообуч по программе «Новичок»  проводил учитель информатики Емельянов А.И.

  Вот как он сам  комментирует эти занятия: «В школу были приглашены семьи Баракиных из Кущёвской и Чеховских из Глебовки. Они  разместились в разных кабинетах и общались через скайп, я помог зарегистрироваться и создать почту, задавал вопросы, они отвечали. Удобно, при дистанционном обучении мы видим рабочие столы друг друга. Технику осваивают быстро и взрослые, и дети.  Артём из Глебовки, например, очень интересуется географией, я ему показал возможности сервиса Google Maps (картография), мальчишка был в восторге - благодаря Интернету нашел снимок своего дома из космоса».

С 1 февраля 2011 года начались занятия с 4-мя детьми-инвалидами  согласно расписанию. Ежемесячно осуществлялся мониторинг по различным запросам ЦДО. Еженедельное проходило общение  с сотрудниками ЦДО по вопросам, которые возникали или с нашей стороны или со стороны ЦДО. Большую помощь оказывали руководитель ЦДО Негодина Ольга Николаевна, специалисты – Муравкина Людмила  Васильевна, технический специалист – Годжиев Руслан Сабирович, куратор нашей школы Федорова Ирина Васильевна, а также учитель информатики Емельянов А.И. и электроник Приснов Д.В.

 На конец 2011-2012 учебного года учебный план у учащихся, находившимися на домашнем обучении и использованием ДО  выполнен по всем предметам федерального, регионального компонентов и компонента общеобразовательного учреждения.

Качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов таково: 2-е учащихся – отличники,

один ученик – хорошист.

Базовая школа в этом учебном году не включала детей в систему воспитательной работы в связи с тем, что занятия начались со второго полугодия и эти дети были вовлечены в систему воспитательной работы своей школы, а также в систему внеурочной деятельности: кружки, секции.

Дети и родители  удовлетворены  качеством предоставления образовательных услуг, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий.

В течение января-марта 2012 года проводилась работа по дистанционному обучению не только детей-инвалидов, но и других категорий учащихся.

По расписанию Московского Федерального технологического института (МФТИ) выпускники 11 классов школ Кущевского района проходили дистанционное обучение по математике, информатике, физике (решение задач повышенной сложности). Обучение велось лучшими преподавателями МФТИ. МБОУ СОШ № 16 заключила соглашение о совместной деятельности с данным ВУЗом, поэтому для учащихся и учителей школ района обучение проводилось бесплатно.

Учителями СОШ № 16 были проведены (в режиме телемостов) с МБОУ СОШ № 7 следующие мероприятия: 22 февраля 2012 г. классный час по плану месячника оборонно-массовой работы (8 «Б», 9 «А» классы) «Лента памяти»- учитель информатики А. И. Емельянов, учитель истории Т. В. Скороход; 1 марта 2012 года урок гражданственности и патриотизма (10-11 классы) «Современные выборные технологии»- учителя истории и обществознания Л. А. Гусакова, Т. В. Скороход. 21 марта 2012 г. учителями СОШ № 16 – химии С. Г. Гудковой, математики Е. А. Верченко, информатики А. И, Емельяновым даны обучающие мастер-классы для учащихся СОШ №7, молодых учителей Кущевского района. С МАОУ СОШ № 2 были выходы на связь в режиме проверки связи.

МБОУ СОШ № 16 в режиме видеообщения настроила общение с коллегами (БШ) из г. Анапа, г. Краснодар, ст. Брюховецкой, ст. Староминской.

15 марта 2012 г. учителя МБОУ СОШ № 16 приняли участие в пресс-конференции руководителя департамента образования и науки Краснодарского края Т. П. Хлоповой на форуме «Создай себя сам» в числе еще 4 базовых школ края. 16 марта 2012 года учащиеся 10-11 классов приняли участие в телемосте с проректором по учебной части Кубанского аграрного университета по вопросам поступления в данный ВУЗ (форум «Создай себя сам»).

К сожалению, невозможно включить в проект ребенка, если у него есть медицинские противопоказания для работы с компьютером, если его родители категорически против  такого обучения, если ребенок не сохранен интеллектуально, если он обучается в выпускных классах, если дети находятся на динамике, их образовательный маршрут еще под вопросом. Поэтому таких детей мы тоже не можем рекомендовать для участия в проекте.

Участие в проекте выявило и ряд проблем. Учитель выходит на занятие с определенной темой, которая стоит в учебном плане, а у ребенка не хватает базовых знаний, чтобы усвоить программу. Он не понимает. Родители обращаются с просьбой включить повторение чуть ли не с начала курса по предмету. Это дополнительная нагрузка на педагога. Или идет срыв занятий, когда не работает интернет, нет электричества. Бывает, когда ребенок уезжает на обследование или куда-то к родственникам, что приводит к срыву занятий. А все выходы педагогов и все занятия отслеживаются в краевом Центре дистанционного обучения. Возникают проблемы иногда и со способностью детей к восприятию информации: некоторые привыкли к медленному темпу работы, заторможены.

Но есть и очень хорошие результаты. Когда ученица 5 класса выбрала курс «Занимательная химия» в качестве дополнительного образования и с удовольствием изучает предмет, знает всю таблицу Менделеева и очень быстро продвигается в обучении. Положительным моментом является и возможность ребенка пообщаться с новым взрослым человеком, особенно, если у педагога хорошее взаимопонимание с учеником. Это развивает коммуникативные навыки ребенка, который по состоянию здоровья вынужден обучаться на дому.  Кроме того эти дети быстро осваивают информационные технологии, заводят друзей по интернету и с удовольствием общаются.

В настоящее время проблемам людей с ОВЗ уделяется большое внимание. В СМИ идет социальная реклама, направленная на развитие толерантного отношения, в том числе и к детям-инвалидам.  Нужна большая постоянная воспитательная работа среди детей и их родителей, педагогов, создание действительно доступных условий для всех людей, независимо от их физических возможностей.

 

Далее планируется:

1.           Применение дистанционного обучения одаренных детей.

2.           Проведение занятий для учащихся малокомплектных школ в дистанционном режиме (при отсутствии квалифицированного специалиста  по какому-либо предмету).

 

Решение:

1.     Расширить перечень предметов, изучаемых дистанционно.

2.     Вовлечение детей-инвалидов во внеурочную деятельность, привлечением детей-инвалидов к участию в конкурсах, олимпиадах.

3.     Провести обучающие семинары с учителями-предметниками по работе в скайпе.

4.     Классным руководителям выявить учащихся, имеющих скайп.

5.     Проводить занятия с учащимися, отсутствующих продолжительное время на занятиях по болезни, по скайпу.          

Руководитель Центра ДО МБОУ СОШ № 16   С.Г.Гудкова