Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы
Новости проекта
Стремительно изменяющийся мир готовит глобальные вызовы для общества. И чтобы жить в быстрой, неопределённой и изменяющейся реальности, сегодняшним школьникам, будущим гражданам потребуются новые компетенции 21 века. В феврале 2021 года приказом Министерством образования науки и молодежной политики Краснодарского края МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова присвоен статус краевой инновационной площадки по теме «Модель формирования функциональной грамотности в условиях современной школы».
Формирование функциональной грамотности является крайне актуальной темой ввиду социального запроса государства. В указе Президента России от 7 мая 2018 года правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме, но термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумеваются базовые навыки общего образования, такие как умение читать, писать и считать.
Функциональная грамотность обучающихся – это знания для жизни. Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, то есть в выходе за границы конкретного школьного предмета, в синтезе нескольких учебных дисциплин.
Ведь на протяжении долгого времени советская и российская школа учила непосредственно предмету, например, математике, физике или русскому языку.
Коллектив нашей школы давно задумался над тем, что нужно растить человека с набором качеств, которые будут актуальны и востребованы в стране.
Поэтому сейчас в современной школе педагоги, работающие в МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова, учат обучающихся решать проблемные вопросы, задачи и кейсы, где взаимодействуют несколько видов функциональной грамотности.
Основу функциональной грамотности составляют шесть направлений: математическая, финансовая, читательская, естественнонаучная грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Позже в наших публикациях мы расскажем подробно о каждом из направлений.
Содержание и смысл функциональной грамотности попробуем изложить на примере известной сказки С.Михалкова «Три поросенка».
Как вы помните, у двоих братьев Ниф-нифа и Нуф-нуфа случились большие трудности с постройкой жилища накануне зимних холодов.
Дома из соломы и прутьев оказались недолговечными и непрочными, страх волка нереалистичным и глупым.
Совершенно иная ситуация была у третьего брата Наф-Нафа: он натаскал камней, намесил глины и построил надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.
Вот так и в реальной жизни, где не всегда есть место сказкам и хорошему финалу истории, необходимо владеть навыками постройки дома (математическая, финансовая и естественнонаучная грамотность), долгосрочного планирования (глобальные компетенции), взаимодействия с другими людьми (креативное мышление).
Сформированная функциональная грамотность это успешное профессиональное будущее нынешних подростков. Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям, использование развитых «мягких компетенций» (soft skills), которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность.
С 18 по 22 декабря 2023 года МАОУ СОШ №16 им. К.И. Недорубова прошла неделя читательской грамотности. Учащиеся поучаствовали в познавательных мероприятиях: разгадывали загадки, решали кроссворды и, конечно, учились осмысленному чтению.
22.11.2023 Сегодня учащиеся нашей школы приняли участие в игре по финансовой грамотности "Финансовое путешествие", по уже сложившейся традиции делимся с вами яркими моментами с прошедшей игры.
Учитель начальных классов Емельянова Дарья Александровна, и учитель информатики Емельянов Артем Иванович, приняли участие в работе 7 Всероссийской конференции «Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» в Сочи, 20-22 октября 2022 года.
16 сентября 2022 года состоялась краевая защита инновационного проекта нашей школы «Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы». Директор школы Шелест Ольга Николаевна представила опыт и итоги работы инновационной площадки на 2 года работы.
В период с 28.07 по 05.08 педагоги нашей приняли участие во Всероссийской олимпиады руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации ФГОС» и стали победителями олимпиады.
Учитель начальных классов Заходякина Елена Михайловна прошла обучение по теме «Читательская грамотность школьника: диагностируем и корректируем»
Вебинар для сетевых партнёров инновационной площадки школы «Формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы. Из опыта работы краевой инновационной площадки». Педагогам школы вручили сертификаты.
20-21 апреля 2022 года зам. директора по воспитательной работе Приснова Алина Дмитриевна приняла участие во 2-ой межрегиональной научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников» и выступила по теме «Формирование естественно-научной грамотности в рамках проектной деятельности».
В период с 05.07 по 10.07.2022 педагогические сотрудники МАОУ СОШ 16 им. К.И. Недорубова приняли участие в опросе «Региональные практики формирования функциональной грамотности школьников».
В научно-методическом журнале «Кубанская школа» номер 1(65)2022 года опубликована статья педагога нашей школы Присновой А.Д. в соавторстве с первым проректором ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидатом педагогических наук Пирожковой О.Б., статья по теме «Инновационная деятельность в современной школе (из опыта реализации инновационного проекта по формированию функциональной грамотности)».
Журнал «Кубанская школа» № 1(65) 2022 года.
7 апреля 2022 года состоялся Вебинар по теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы. Из опыта работы краевой инновационной площадки».
В рамках вебинара учителя начальных классов, физики, биологии поделились своими наработками по формированию читательской грамотности и математической, естественнонаучной грамотности.
21.02.2022 года состоялся Вебинар для сетевых партнёров инновационной площадки школы «Формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы. Из опыта работы краевой инновационной площадки».
Вебинар начался торжественного с приветственного слова директора школы Шелест О.Н.
Опытом организации и реализации первых муниципальных инновационных площадок с 2014 года поделилась методист Пажитнева Е.А.
О реализации краевой инновационной площадки и организации методической работы в рамках КИП-2020 рассказала ответственная за инновационную работу Приснова А.Д.
Опытом работы по формированию направлений функциональной грамотности поделились наши учителя.
Тригуб Л.В., учитель биологии, показала мастер класс на основе заданий из банка заданий по формированию естественнонаучной грамотности.
Учитель начальных классов, Приснова Е.Н., поделилась видеофрагментом урока по формированию читательской грамотности.
Шевченко Д.А., учитель начальных классов, представила фрагмент внеурочного занятия «Основы математической грамотности».
Учитель физики, Хасиева Л.В., поделилась видеофрагментом урока в 9 классе и рассказала, какие приемы использует она для формирования математической грамотности.
Все видеофрагменты вы можете найти на сайте нашей школы в разделе «Функциональная грамотность»
Коллектив школы приглашает к сетевому сотрудничеству школы Краснодарского края.
3 февраля 2022 года в формате ВКС состоялась экспертиза деятельности краевых инновационных площадок за 2021 год.
Директор школы, Шелест Ольга Николаевна, выступила с отчетом о реализации КИП за 2021, рассказав экспертной комиссии об инновационных продуктах, сотрудничестве с сетевыми партнёрами и диссеминации опыта в рамках темы КИП «Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы».
20 января 2022 состоялся открытый педагогический совет МАОУ СОШ 16 им.К.И. Недорубова для школ Кущевского района по теме: «Профессиональные компетенции современного учителя как условие повышения качества знаний учащихся» практической частью: обсуждение проблемных зон преподавания для ШНОР.
Поприветствовали всех участников мероприятия заместитель начальника Управления Образованием Петрова О.В и методист МКУ «ЦРО» Игнатова Т.Н.
Директор МАОУ СОШ 16 им. К.И. Недорубова Шелест О.Н. выступила с приветственным словом, начав открытый педагогический совет.
Сотрудники школы подробно рассказали о предпринятых мерах по минимизации рисков и отработке 3 факторов:
Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников.
2. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.
3. Низкий уровень вовлеченности родителей.
Фрагментами своих уроков поделились педагогические сотрудники нашей школы:
Учитель начальных классов Шевченко Д.А. поделилась опытом молодого педагога в общеобразовательной организации.
Ответственная за инновационную деятельность, Приснова А.Д. рассказала об этапах реализации инновационного проекта «Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы.
Опытом работы с заданиями по естественнонаучной грамотности поделилась учитель биологии -Тригуб Л.В
Учитель русского языка и литературы- Гнилицкая Т.С., рассказала о своей опыте формирования функциональной грамотности и продемонстрировала фрагменты урока.
Учитель физики Хасиева Л.В., практикующая формирование математической грамотности раскрыла тему «Методы повышения учебной мотивации».
Элементы практического занятия по финансовой грамотности во внеурочной деятельности продемонстрировала учитель истории и обществознания, финансовой грамотности Гусева А.А.
Учитель истории и обществознания -Скороход Т.В. рассказала о формировании глобальных компетенций.
Тему проектной деятельности в начальной школе раскрыла учитель начальных классов Приснова Е.Н.
Заместитель директора по воспитательной работе Приснова А.Д. поделилась опытом по вовлечению родительской общественности в образовательно-воспитательный процесс. Также перед аудиторией выступала родитель школы, мама двух учеников, Родионова Е.Н., рассказав о формах работы школы с родительской общественностью.
Завершился открытый педагогический совет выступлением педагога-психолога школы Яриш Т.П.
1.12 - 2.12.2021 учащиеся 8-9 классов прошли тестирование по читательской грамотности на портале РЭШ.
В краевом журнале «Кубанские новости» опубликована статья педагогов МАОУ СОШ 16 им.К.И. Недорубова О.Н. Шелест, А.Д. Присновой на тему «Воспитание и развитие учащихся посредством функциональной грамотности в условиях современной школы. Из опыта работы муниципальной инновационной площадки».
1 июня 2021 года прошел один из отборочных этапов по финансовым и коммуникативным боям.
Команда СОШ №16 им. К. И. Недорубова достойно представила Кущёвский район. Участие в состязаниях принимали обучающиеся 8 "Б" класса под руководством учителя истории Гусевой Ангелины Алексеевны: Раков Ярослав, Гусева Арина, Сотченко Дарья, Сиряк Дарья, Куликова Ангелина.
18 мая в МАОУ СОШ № 16 имени К.И. Недорубова прошел семинар на тему «Воспитание и развитие учащихся посредством функциональной грамотности в условиях современной школы" из опыта работы МИП на базе МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова.
В семинаре приняли участие 5 спикеров-учителей.
Первой свою тему раскрыла учитель начальных классов Хрипливцева Елена Анатольевна с выступлением на тему: «Приёмы формирования креативного мышления школьников младших классов в рамках уроков литературного чтения».
Второй спикер тоже учитель начальных классов Приснова Елена Николаевна поделилась наработками и опытом работы по формированию функциональной грамотности школьников на тему "Развитие креативного мышления младших школьников в условиях уроков русского языка".
Продолжила семинар директор МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова и учитель географии Шелест Ольга Николаевна с темой «Формирование естественно-научной грамотности школьников на уроках географии».
Также на семинар был приглашен реципиент от МАОУ СОШ № 4 Миронова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, которая поделилась практическими приёмами развития читательской грамотности.
Завершила семинар Приснова Алина Дмитриевна, ответственная за функциональную грамотность в школе, с темой «Информационные ресурсы для формирования функциональной грамотности в современной школе».
Каждый спикер подкрепил своё выступление видеофрагментом урока с применением технологий и приёмов, развивающих функциональную грамотность школьников.
Видеофрагмент Присновой Е.Н. "Развитие креативного мышления младших школьников в условиях уроков русского языка"
Презентация Мироновой С. А. "Читательская грамотность"
29 и 30 марта 2021 года учащиеся параллелей 8-х и 9-х классов приняли участие в тренировочных работах по функциональной грамотности на портале РЭШ. Тестирование проводилось по двум направлениям- естественно-научная грамотность и читательская грамотность. Работы были представлены в двух вариантах для учащихся.Впереди учащихся ждёт онлайн-тестирование по математической грамотности!
30.11.2020 на педсовете обсудили промежуточные итоги инновационной деятельности школы.
19 ноября 2020 года на базе МКУ "ЦРО" в формате видеоконференции проведен вебинар на тему:"Организация и осуществление инновационной деятельности в муниципалитете", в рамках реализации дорожной карты Краевого ресурсного центра Кущёвского района. К трансляции подключались педагоги ОО Крыловского района и МО г. Горячий Ключ в количестве 8 подключений. Приснова Алина Дмитриевна педагог-психолог МАОУ СОШ №16 им. К.И. Недорубова представила опыт инновационной деятельности МАОУ СОШ №16 на тему:"Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы. От идеи до реализации инновационного проекта".
|
10 ноября 2020 года наша МАОУ СОШ 16 им К.И. Недорубова приняла участие в 3 этапе конкурса «Инновационный поиск». 3 этап конкурса представляет собой дистанционную защиту проекта. Руководитель образовательного учреждения - директор Шелест Ольга Николаевна и педагог -психолог Приснова Алина Дмитриевна успешно представили конкурсной комиссии и коллегам из Краснодарского края разработанный инновационный проект!
|
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 16 им.К.И. Недорубова приняла участие в воркшопе "Критическое мышление на уроках литературного чтения как один из компонентов функциональной грамотности младших школьников" в г. Краснодаре.
|